Карелия. Пять лет развития: образование

«Республика» продолжает серию материалов, посвященных результатам работы карельского правительства за последние пять лет. На этот раз премьер-министр Карелии Александр Чепик рассказал, как удалось изменить систему образования.

Как изменился подход власти к решению социальных проблем

Карельский бюджет как был социально ориентированным, таким и остался. Но расходы по этими статьям выросли с 23 до 40 млрд рублей. За этими цифрами кроются реальные изменения, которые проходят в республике ежедневно.

Это кропотливая, системная работа, которая дает результаты не сразу. То, что мы делали в 2017-2018 годах, воплощается в конкретные объекты сейчас. А то, что мы делаем сейчас, будет видно через три года.

Фото: «Республика»/Максим Алиев

Эта ежедневная работа увязана с нашими финансовыми возможностями и возможностями привлечения федеральных денежных средств. Глава Карелии с самого начала поставил задачу комплексно изменить систему образования, здравоохранения, социальной защиты. Все наши действия направлены на то, чтобы изменить качество социального обслуживания в республике.

О новых школах и доступности образования

Первая школа, которую мы открыли в 2018 году, — школа в Ледмозере. Если посмотреть, то что там было и что стало, — это небо и земля.  Мы объединили несколько школ в одну, учителя прошли переподготовку. В результате произошли кардинальные изменения.

Если раньше пытались сокращать школы, чтобы снизить расходы на содержание зданий, то сейчас наша главная задача – дать детям качественное образование.

Мы полностью обновили парк автобусов, которые возят детей. Мы целенаправленно занимаемся подвозом детей к школам. У нас в первоочередном порядке увеличены объемы финансирования по дорогам, где проходят школьные маршруты.

Школьные автобусы. Фото: «Республика»/Илья Прохоров

Поставьте себя на место любой матери, которая сажает своего ребенка в автобус. Она должна понимать, что поездка будет максимально комфортной и защищенной. Вопрос безопасного подвоза к школам мы были вынуждены решать «с колес», одними из самых первых. Сейчас все школьные маршруты приведены в порядок.

О комфорте обучения

Следующая проблема после подвоза – комфортные условия для учебы. В каждой школе необходимо было создать современный тепловой контур, то есть снизить теплопотери. В некоторых случаях пришлось провести капитальный ремонт внутренних помещений.

Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Если в школе температура меньше чем 21 градус, ребенок будет думать, как ему согреться. Он уже думает не про то, как получить знания. Или приходит он в спортзал и видит разрушенные стены, отсутствие любого современного оборудования. Это просто небезопасно.

За эти годы мы все нуждающиеся в обновлении спортзалы в школах привели в порядок. Отремонтировали 55 залов с различных образовательных учреждениях Карелии.

Последние 30 лет новых школ в Карелии не строилось. У нас сейчас уже, кроме ледмозерской, построена самая большая школа в Петрозаводске. Сейчас мы строим школы в Деревянке, Медвежьегорске, Суоярви, Кеми.

Строительство школы в Кеми. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

К сожалению, у нас огромное количество ветхих школ, которые мы вынуждены капитально ремонтировать. Какие-то даже нет смысла восстанавливать, потому что это невозможно. Такой случай был в Деревянке, где первый этаж эксплуатировался, а на втором этаже находиться было невозможно, потому что он был аварийным.

По каждой школе пришлось принимать решение индивидуально. Если можно делать капитальный ремонт, мы его делаем. У нас сейчас есть отдельная программа капремонта. В ней больше 60 школ, на которые получено соответствующее финансирование. Но на этом мы останавливаться не будем.

О кадрах и новых методиках обучения

Сейчас на федеральном уровне появился проект «Современная школа». Благодаря ему во всех школах создаются «Точки роста». Это специальные классы, в которых дети получают самое современное образование. Мы стараемся обеспечить их самым современным оборудованием: компьютерами, 3D-принтерами, квадрокоптерами. Меняется не только оборудование. Педагоги изучают новые методики. повышают свою квалификацию.

С 2020 года в карельских школах появилось 62 центра образования «Точка роста».

«Точки роста» в школах Карелии. Фото со страницы главы республики

У нас замечательные учителя. Мы видим, сколько у нас сейчас победителей олимпиад, какие высокие оценки, видим, куда поступают наши дети. Более того, мы видим, что всё больше выпускников карельских школ после учебы возвращаются домой. В этом огромная заслуга наших учителей, поэтому какие бы деньги мы ни вкладывали в оснащение школ, нам нельзя забывать о педагогах.

Развиваем и дополнительное образование. В школе мы изучаем базовую программу, но у каждого ребенка есть свои интересы. И любому родителю очень важно и правильно не замыкаться на том, что его ребенок что-то выучил в школе, а дать возможность получить то дополнительное образование, в котором заинтересованы его сын или дочь.

Мы сейчас делаем ремонт школы искусств, но уделяем внимание не только Петрозаводску. Постепенно обновляется вся система дополнительного музыкального образования. Мы покупаем новые современные музыкальные инструменты.

О земских учителях

Программа поддержки учителей на селе – это идея главы. Он лично знает многих учителей и врачей, которые к нам приезжают. Он следит за дальнейшей их судьбой.

Сильный педагогический состав – это будущее наших школ и наших детей. Еще несколько лет назад средний возраст учителей был больше 53 лет. Мы стояли на грани. Если бы мы не приняли каких-то экстренных шагов, чтобы к нам не приехала молодежь, мы могли бы оказаться перед кадровым голодом в школах, особенно в районах.

Земский учитель в Рыбреке. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Молодежь не шла работать в деревню, потому что нам негде было приземлить этих людей. Поэтому нам пришлось оперативно принимать это решение, для того, чтобы помочь им это сделать. Сейчас педагоги получают деньги на строительство дома, земельные участки, получают право на компенсацию оплаты ЖКУ.

Все эти решения меняют кадровый состав в школе, вносят свежую струю туда, добиваются больших успехов. У нас все чаще лучшими педагогами становятся сельские учителя. Это значит, что дети получают достойное образование и сельские школы конкурируют с городскими.

Это важно, потому что тогда население остается в селах и деревнях, появляется возможность развивать экономику, делать жизнь людей лучше.

О новых детских садах

Детский сад должен давать ребенку возможность получить современное дошкольное образование. В XXI веке без этого не обойтись.

Ребенок должен быть социализирован. Именно в садике он учится учиться. Это важная часть подготовки к школе. Если ее пропустить, ребенок начинает опаздывать и начинает проигрывать тем детям, которые прошли этот путь.

Поэтому главой была поставлена задача решить проблему по детским садикам. В очереди у нас стояло 2,5 тысячи детей. В возрасте от 3 до 7 лет эту проблему за пять лет удалось полностью решить.

 

Остаются проблемы в небольших деревнях, где есть два-три ребенка. Мы работаем над механизмом решения проблемы. Делаем там семейные детские сады, используем различные варианты.

В любом случае, это хотя бы какое-то решение для того, чтобы ребенок находился под присмотром, а у родителей была возможность работать.

В Петрозаводске очередь от полутора до трех лет пока остается, но мы  будем работать и в этом направлении, чтобы и этой очереди у нас не было. Будут строиться детские садики, будут появляться ясельные группы.

Один из новых детских садов появится рядом с парком «Ямка» на 150 мест  Мы сейчас выкупаем на 40 мест помещения для детсадовских и ясельных групп в микрорайонах.

У нас есть новые микрорайоны, которые были построены без соответствующей инфраструктуры. Сейчас там решаем вопрос с земельными участками. Я вас уверяю, что через три-четыре года эта проблема будет полностью снята.