«Его считали чудиком, а он был великим человеком»: как Рюрик Лонин спас вепсскую культуру

Трудные испытания пришлось пройти Рюрику Лонину на пути создания единственного в мире вепсского этнографического музея. Благодаря его настойчивости культура вепсского народа не забыта. Сегодня в Карелии отмечают день рождения краеведа.

Знатоку вепсской культуры и языка Рюрику Петровичу Лонину 22 сентября 2022 года исполнилось бы 92 года. Его по праву считают спасителем вепсской культуры, потому что он создал единственный в мире уникальный вепсский музей в селе Шелтозеро.

Рюрик Лонин

Рюрик Лонин с детьми. Фото из архива Национального музея Карелии

Он одним из первых начал проводить факультативы по вепсскому языку для детей и знакомить их с традициями вепсского народа.

Сегодня шелтозерский музей имени Рюрика Лонина — филиал Национального музея Карелии. Его посещают школьники и туристы со всех уголков России. В нем представлены экспозиции старинных вещей, которыми пользовались в быту вепсы.

Вепс по имени Рюрик

Создатель этнографического вепсского музея имел необычное имя — Рюрик. Почему вепсу дали такое имя, объяснил младший сын Рюрика Петровича — Виктор Лонин. С этим связана семейная история, которую Виктор запомнил еще в детстве.

Виктор Лонин. Фото: «Республика»/Валентина Байкова

«Мой дедушка жил в Каскесручье и был очень хорошим каменотесом. В те времена бригады каменотесов выезжали в Санкт-Петербург, Новгород и другие крупные города для оформления камнем зданий и мостовых. В Питере дедушка случайно нашел историческую книгу и прочитал про князя Древней Руси Рюрика. Это имя ему понравилось. По возвращении домой он назвал своего новорожденного сына Рюриком», — рассказал Виктор Лонин.

Рюрик Петрович Лонин был электрогазосварщиком по профессии. Уже в молодости начал коллекционировать старинные вепсские вещи, чтобы потом создать этнографический музей.

Виктор вспоминает, как однажды его отцу в качестве экспоната привезли небольшой миномет из Шокши.

«Я был пацаном и мне интересно было прийти и перебирать оружие, винтовочные затворы. Один человек принес небольшой пехотный миномет, который он нашел у себя на сеновале в Шокше. Отец поставил его на выставке. Я пришел и давай крутить и вертеть в руках новую вещь. Начал заднюю часть откручивать — резьба прошла. Раз постукал, а оттуда мина выкатилась на пол», — рассказал Виктор Лонин.

К счастью, Рюрик Петрович срочно вызвал саперов, которые мину увезли. А пехотный миномет до сих пор хранится в музее, но уже не опасен. Его сын Виктор сейчас возглавляет шелтозерский поисковый отряд. Вместе со своей командой он находит останки солдат времен Великой Отечественной войны, которые затем предают земле в братских могилах.

Создание музея

Директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг вспоминает, что Рюрик Лонин прошел много испытаний на пути создания вепсского этнографического музея. Его считали сельским сумасшедшим, который просто собирает хлам в деревнях и складирует его у себя дома, на чердаке и в сарае. Между тем Рюрик Лонин коллекционировал предметы быта вепсского народа, чтобы сохранить память о нем, рассказать людям о культуре и традициях.

Михаил Гольденберг. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

«В 60-70-е годы Рюрик Лонин ходил по кабинетам начальников, просил выделить помещение под музей и везде встречал бюрократические шлагбаумы. Его считали чудиком и отказывали. Фольклор народа в то время не был в почете. В конце концов Рюрику Петровичу выделили маленький уголок в шелтозерской библиотеке, где он создал свою первую экспозицию», — рассказывает Михаил Гольденберг.

Гольденберг возил к Рюрику Лонину в Шелтозеро школьников на экскурсии. В Национальном музее Карелии проходили презентации книг. На них бывали краеведы, историки, преподаватели, ученые. Рюрик Петрович написал семь книг, несмотря на то, что имел всего семь классов образования.

«Летом к шелтозерской библиотеке приезжала бочка с молоком. Ребятишки прибегали с бидончиками, а Рюрик Петрович их брал по четыре-пять человек и приглашал в библиотеку. Это были «молочные дети» Рюрика Лонина. Они заново рождались после того, как видели предметы быта вепсского народа», — вспоминает Михаил Гольденберг.

 

Спустя время собирателю все-таки выделили под музей двухэтажный деревянный дом вепсского крестьянина Мелькина, построенный в 1814 году. Однако затем дом решили отправить на остров Кижи, как делали со многими традиционными карельскими домами. Рюрику Лонину пришлось отстоять постройку, чтобы оставить ее под музей в Шелтозере.

«Это великий человек, которого должны знать в республике, потому что без знания культуры и духовности ничего не будет», — подчеркнул Михаил Гольденберг.

Сейчас трудно представить себе, что вепсский народ мог остаться без единственного в мире уникального музея. Дом Мелькиных — один из самых красивых и больших домов Вепсской волости, который является памятником деревянного зодчества Карелии. В фонде музея хранится более шести тысяч предметов.

 

Отметим, что 22 сентября, в день рождения Рюрика Лонина, в музее состоятся пятые традиционные «Лонинские чтения». Они проходят раз в два года. Туда съедутся более 50 человек, среди которых будут известные музееведы и ученые.