Держаться корней: в Карелии обсудили вопросы сохранения национальных культур народов Севера

Как привить детям любовь к родному языку и культуре, стимулировать молодежь оставаться на малой родине, сохранять и развивать национальные традиции? В Карелии прошел двухдневный семинар, посвященный правам детей коренных народов.

Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Фото: «Республика» / Сергей Юдин

В конце минувшей недели в Национальной библиотеке проходил двухдневный семинар «Права детей коренных народов: арктический контекст». В нем приняли участие уполномоченные по правам человека, специалисты этнокультурных центров и организаций коренных народов из Карелии, Якутии, Ханты-Мансийского и Ненецкого автономных округов, Красноярского края, Мурманской области, Москвы и Санкт-Петербурга. Организаторами встречи выступили Ассоциация этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО» и уполномоченный по правам ребенка в Карелии Геннадий Сараев.

Как привить детям любовь к родному языку и культуре, стимулировать молодежь оставаться на малой родине, сохранять и развивать национальные традиции — эти и другие темы обсудили эксперты. Миннац Карелии представил практический опыт, который накоплен в республике в области этнокультурного развития подрастающего поколения.

Приветственное слово Елены Мигуновой

Приветственное слово Елены Мигуновой. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Мы поводим различные этнокультурные мероприятия, направленные на развитие и образование представителей коренных народов. Во взаимодействии с общественными организациями, другими органами власти мы активно работаем в данном направлении», — рассказала начальник отдела господдержки коренных народов Елена Мигунова.

Жить и работать на малой родине

По словам Геннадия Сараева, права коренных народов, защита их самобытной культуры — тема, которая сегодня активно обсуждается на разных площадках и в разных странах. Очевидно, что особое внимание надо уделять детям и молодежи. Сумеет ли подрастающее поколение сохранить национальную идентичность, чтобы она не растворилась в условиях глобализации? Ответ на этот вопрос важен не только для представителей коренных народов, но и для всего мирового сообщества, если мы хотим сохранить культурное многообразие человечества.

Именно поэтому ООН решила запустить масштабное исследование того, какие темы и проблемы сегодня наиболее актуальны для поддержки детей коренных народов, реализации их прав на образование и воспитание в той культурной среде, которая позволяет сохранить национальные языки и традиции.

Геннадий Сараев

Геннадий Сараев. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«Убежден, что Россия, в том числе наша республика, должна активно подключиться к этому исследованию и обсуждению. Мы должны четко сформулировать актуальные для нашей страны задачи в этом направлении, наши предложения и, конечно, максимально широко представить наш опыт этнокультурного образования и воспитания — если мы не хотим, чтобы нам попытались навязать те или иные рецепты извне, которые не всегда отвечают интересам России и проживающим на ее территории коренным народам», — отметил Геннадий Сараев.

На инициативу детского омбудсмена и карельских общественников откликнулся Благотворительный фонд поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, который оказал содействие в проведении семинара. Встреча в Петрозаводске стала частью проекта «Дети коренных народов: карта возможностей».

Участники семинара обсудили, как можно совместить современное образование и культурные и языковые особенности коренных народов, сохранение традиционных ремесел. Красной нитью в обсуждении проходила и тема семейного воспитания.

«Не секрет, что ожидания многих родителей от системы образования строятся на том, что ребенок получит знания, вырастет и уедет учиться дальше, в большой город, сможет там реализовать себя. Очень мало семей связывают будущее детей с малой родиной, предпринимают какие-то усилия для того, чтобы, получив профессию, молодежь потом возвращалась в родной город или поселок. Соответственно, это сказывается и на том, что не все родители проявляют большой интерес к этнокультурной составляющей образования, видят в ней практический смысл», — добавил Геннадий Сараев.

Теория и практика

Но в последнее время ситуацию все-таки удается понемногу менять, в том числе благодаря работе этнокультурных центров. Один из них — Lindu («Птица» в переводе с карельского) — действует в Олонце. Его преподаватель Мария Кудельникова рассказала о том, что задачи центра — возрождение, сохранение и развитие традиционной культуры, народных ремесел и карельского языка. Центр организует курсы и мастер-классы пор разным направлениям: керамика, ткачество, плетение из бересты, народная кукла, карельская роспись, валяние из шерсти, карельский костюм, лоскут, карельский язык. Дошкольников обучают рисованию по специальной программе, учитывающей национальные традиции.

Мастера-ремесленники проводят выставки своих работ на выставках декоративно-прикладного искусства как в России, так и за рубежом.

Мария Кудельникова

Мария Кудельникова. Фото: Юлия Журавлева

«Мы проводим различные мастер-классы для жителей нашего города. Сейчас большим спросом стал пользоваться «Семейный выходной». Жители всей семьей могут прийти к нам в центр, и каждому из них найдется дело по душе. Национальное искусство передается подрастающему поколению, а это увеличивает шансы того, что дети, когда вырастут, сохранят любовь к неповторимой культуре своей малой родины и останутся жить здесь, на своей земле», — пояснила Марина Кудельникова.

О деятельности ведлозерского Дома карельского языка рассказала кандидат педагогических наук Татьяна Сеппянен. Она отметила, что Ведлозеро славится тем, что его жители осознают свою причастность к карельскому народу и гордятся этим. По итогам последней переписи населения, 69% жителей Ведлозера указали в графе «национальность» — карел. На базе созданной в селе общественной организации Дом карельского языка действует «языковое гнездо».

Татьяна Сеппянен

Татьяна Сеппянен. Фото: elaigu.ru

«Цель «языкового гнезда» — создание условий, при которых дошкольники могут овладевать своим генетически родным языком, непосредственно включаться в культуру своего народа. Изюминка педагогики «языкового гнезда» в Ведлозере — то, что здесь педагогическое и бытовое общение с детьми, развивающие игры и занятия происходят исключительно на карельском языке», — отметила Татьяна Сеппянен.

Свои практики представили и специалисты из других регионов. О проекте «Кочевая школа» рассказали специалисты Республики Саха, о проекте «Стойбищная школа-сад им. Юрия Вэллы» — эксперты из Ханты-Мансийска. Опытом этнокультурного образования поделились представители саами, ненцев и других народностей севера.

«По итогам семинара мы выработаем рекомендации для использования примеров положительной практики этнокультурного развития детей коренных народов, исходя из опыта Карелии и других регионов российской Арктики. Они будут представлены в ноябре специалистам ООН на видеоконференции, которая запланирована в Гренландии», — резюмировал Геннадий Сараев.