«Заложники вечности» в плену у времени

Новая выставка «Мы из Союза!» (0+) в «Арт-Проспекте», выставочной площадке Музея изобразительных искусств Карелии, рассказывает об одном свежем историческом открытии и показывает крупными штрихами, как карельские художники воспринимали веяния ХХ века, как реагировали на мир вокруг, начиная с 1930-хгодов и до окончания века.

На выставке «Мы из Союза!». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

На выставке «Мы из Союза!». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Экспозиция «Мы из Союза» посвящена 90-летию Союза художников Карелии. Внимательный зритель заметит: «Откуда взялось 90-летие, если четыре года назад Карелия отмечала 80-летие профессионального объединения художников?»

Оказывается, что прежнюю дату основания СХК — 1940 год — поставил под сомнение нынешний председатель карельского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Владимир Зорин.

— У нас есть архивные документы, на основании которых можно заявить о том, что Союз художников Карелии был основан в 1934 году, а не в 1940. Первым председателем Оргкомитета Союза был Ханнес Пулккинен, потом — Паули Сиикки, потом — Михаил Макарьевский. Чтобы подтвердить это, мы провели исследование, в котором приняли участие и художники, и представители Музея изобразительных искусств, и историки. Подтверждение нашли историки Светлана Филимончик и Михаил Данков, а Людмила Никифорова, руководитель научно-методического совета музея, обнаружила в Национальном архиве Карелии отчет Макарьевского о деятельности Союза перед обкомом ВКПб за 1938 год. Там подробно описана деятельность организации с 1934 года. Этот документ стал отправной точкой для выставки, — рассказал «Республике» Владимир Зорин.

Куратор выставки Софья Никитина добавляет, что период с 1934 по 1941 годы — это важный этап в истории СХК и его нельзя игнорировать.

— Первые члены Оргкомитета СХК решали сложные задачи, связанные с объединением профессиональных художников, созданием материальной базы, организации образовательной системы в Карелии по профилю и других. Всё это стало обязанностью первых членов Оргкомитета СХК: Ханнеса Пулккинена, Юрье Раутанена, Паули Сиикки, Вениамина Попова, Василия Агапова, Алексея Кацеблина и Александра Андриянова. Мы можем долго спорить о «правильности» даты основания СХК, но если в 1934 году газета «Красная Карелия» освещала некоторые заседания оргкомитета СХК, выставки членов Союза, то нам не стоит изобретать велосипед, — считает куратор экспозиции.

Работы одних из первых художников Союза (самые первые представлены в электронном виде). Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Работы одних из первых художников Союза (самые первые представлены в электронном виде). Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Небольшая площадь «Арт-Проспекта» не позволила организаторам выставки развернуться широко. Сейчас в экспозицию входит краткий рассказ о жизни Союза художников Карелии в ХХ веке. (В начале 1930-х годов в газете художников называли изо-работниками) Продолжение истории запланировано на сентябрь и на конец года.

— Ограничение ХХ веком неслучайно: союзное объединение художников переживало те же события, что и целое государство на протяжении всего двадцатого столетия. При этом СХК успешно выполнил задачу, связанную с рождением карельского искусства, признанного на государственном уровне благодаря участию в столичных выставках, смотрах и декадах и имевшего государственную поддержку (в том числе и финансовую). Но была необходима и некоторая точка, чтобы зритель увидел зачин, развитие и начало нового времени в истории Союза. Новое время — это 1990-е годы, когда художниками Союза осваивались новые формы творчества: видео-арт, перфомансы, ленд-арт и многое другое, — объясняет «Республике» Софья Никитина.

Выставка «Мы из Союза!» устроена по хронологическому принципу. Всего на ней коротко (одной работой) представлено творчество 63 авторов. По словам организаторов, если не было возможности найти работу в «живом» виде, то зритель может увидеть ее цифровую копию на специальных мониторах. Вынужденная эклектика, возможно, даст посетителям выставки что-то понять про время и про искусство, которое было с ней связано. Кто-то наверняка откроет для себя новое имя, другие посмотрят на любимых художников в другом контексте.

Эдуард Акулов. Владимир Ленин. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Эдуард Акулов. Владимир Ленин. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Нам показалось также, что выставка отчасти продолжает современный тренд на романтизацию советского времени, хотя делает это тонко. Еще несколько лет назад невозможно было представить себе на выставке бюст Ильича без художественного подтекста.

— Тренд на «советское» для меня — это возможность человека осмыслить, понять, принять и, конечно, узнать прошлое своей страны, своего края, своей семьи и самого себя (в конце концов) через обращение к культурному коду советского времени. Но тут должна быть тонкая грань: делать как в советскую эпоху (калька) или поработать с тем самым накопленным опытом, используя его для лучшего представления эпохи, культуры. Мне кажется удачной идея оформления выставки, предложенная дизайнером Музеем изобразительных искусств Карелии Милой Матвеевой. Наличие же бюста Ленина — это не постмодернизм, это маркер времени, — считает Софья Никитина.

Художественно-информационный характер выставки «Мы из Союза!» делает ее универсальной. Любой посетитель найдет для себя здесь что-то интересное.