«Окультурились»: как прошла «Ночь музеев» в Петрозаводске

20 мая по всей стране вновь состоялось одно из главных культурных событий весны — акция "Ночь музеев". Свои двери для посетителей практически до полуночи открыли и петрозаводские музейные площадки. Впечатлениями о выставках, мастер-классах и экскурсиях с "Республикой" поделились горожане и гости карельской столицы.

В акции «Ночь музеев» 20 мая участвовали многие городские учреждения культуры. В их программах были не только традиционные музейные занятия, но и другие познавательные мероприятия. Например, Национальный музей Карелии подготовил для посетителей мастер-классы, где можно было смастерить что-то своими руками.

Татьяна Альнова. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Меня позвала свекровь сюда — она бывала здесь очень часто, разрекламировала и порекомендовала сходить на мастер-класс по фарфоровой росписи. После походили, порассматривали все. Дочери еще очень понравилась купеческая комната, старинные материалы и выставка животных», — рассказала Татьяна Альнова.

«Мне очень понравилось — все хорошо организовано, все внимательные и доброжелательные. Мы были на мастер-классе «И через кукольника сказка говорит» — там показывали кукол, давали их потрогать, а потом дети сами из бумаги делали ее себе сами. Мне очень хотелось и самой принять участие, все потрогать и посмотреть. А ребенок из рук не выпускает сделанную куклу», — отметила Ольга Корнева.

В Галереи промышленной истории в «Ночь музеев» собственную коллекцию кассетных магнитофонов эпохи СССР продемонстрировал кандидат технических наук Виталий Брусникин. Эти устройства он собирает уже порядка сорока лет.

Виталий Брусникин. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

Первым появившимся в Советском Союзе магнитофоном (и самым древним экспонатом выставки) был прибор «Десна». Его разработали в 1967-1968 годах, а выпускать начали в 1969 году. Как рассказал Виталий Брусникин, первые магнитофоны стоили как две средние зарплаты инженера. Поэтому особым спросом они не пользовались, так как люди поначалу не поняли, в чем предназначение новомодных аппаратов. По мере развития производства магнитофонами заинтересовалась молодежь, которой не хватало музыки на выездах на природу и свиданиях.

«Десна». Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

Название «Десна» отсылает к одноименной реке. Вообще, пояснил коллекционер, названия магнитофонов часто были творчеством разработчиков. При выборе они исходили из географического местоположения предприятия и опирались на город, специфическое название региона или водоем.

Еще одним интересным предметом коллекции стал магнитофон «Легенда 450Т», предназначенный для слепых и слабовидящих людей. Это было что-то сродни современным аудиокнигам — на них выпускались специальные фонограммы, записанные на низкой скорости. Буква «Т» как раз и означает «тифло», то есть прибор для людей с пониженным зрением. Также «Легенда 450Т» могла воспроизводить и музыку на обычной скорости. В коллекции Виталия Брусникина есть и разработки 80-ых годов — это и стереомагнитофон «Маяк 233», и двухкассетная «Вега-122» с системой шумонижения и проигрывателем компакт-дисков, и магнитола высшего класса «Арго-004».

Всего на выставке было представлено 20 предметов, среди которых, помимо магнитофонов, можно было посмотреть кассеты и элементы питания. В завершение обзора экскурсантам дали послушать кассету на «Легенде-401».

Елена Силичева. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Выставка мне очень понравилась — автор погрузил нас в эпоху того времени начиная с 60-х годов, рассказал о разных моделях, и портативных, и достаточно больших образцах. <…> В прошлом году тоже ходили в музей истории ОТЗ. Разные экскурсоводы встречаются и что-то новое от себя каждый раз добавляют», — поделилась Елена Силичева.

На площади Кирова в этот день любители искусства и истории могли отправиться сразу в два места — Музей ИЗО и музей «Кижи». Многие проделывали именно такой маршрут, попутно наслаждаясь музыкальной программой на улице.

Маргарита Рогозик и Валентина Мартиновская. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Решили посетить центральный выставочный зал, потом пошли в Музей ИЗО, теперь пришли посмотреть на выступление у музея «Кижи». Я считаю, что это прекрасная возможность устроить себе выходной и встретиться со знакомыми. Сегодня больше возможностей и нет ограничений во времени. Лично я шла целенаправленно, потому что сама художник, и посмотреть работы наших великих художников, увидеть и буквально чуть ли не потрогать их работы — это для меня очень важно», — высказалась Маргарита Рогозик.

«Уже не первый раз участвуем, часто посещаем выставки и музеи. Это как место встречи наше. Вообще сегодня много родителей с детьми — это хорошо, чтобы отвлечься от интернета и телефона. Плюс возможность узнать что-то новое и провести время с семьей. А мы шутим, что мы культуристы — вот окультурились сегодня», — добавила Валентина Мартиновская.

Карина Хмельницкая. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«В музей «Кижи» я отправилась, чтобы посмотреть выставку поясов. Очень интересно, потому что специалист тонко разбирается в этом и замечательно преподносит материал. <…> По возможности в «Ночи музеев» участвую каждый год. В этот день у людей больше возможности с обстоятельствами времени, потому что сейчас все ограничены в средствах. Дать возможность людям посмотреть на выставки бесплатно — это большой плюс», — выразила уверенность Карина Хмельницкая.

В Музее изобразительного искусства 20 мая работали две временные экспозиции и были открыты постоянные выставки. Также проходили занятия для детей, показ мультфильмов в интерактивном кинозале и концерт студентов Петрозаводской консерватории. Многие гости неспешно бродили по зданию, заглядывая на каждое событие.

Михаил Макеев. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Посмотрели экспозиции «На встречу солнцу» и «Спасая искусство». Остались хорошие и светлые впечатления — работники музея молодцы, что сделали такие выставки. Я думаю, что искусство — это состояние души, которое сейчас у многих, к сожалению, надломлено. И такие ночи очень нужны — хорошо бы, если бы они переросли и в дни, и утра. Или вообще сутки музеев — это было бы очень хорошо», — пожелал Михаил Макеев.

Александр Романовский. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«В основном посещаем музеи в Петрозаводске, которые доступны для нашего путешествия. Я больше люблю про природу и эпос «Калевала», так как сам мастерю из дерева, и вот эта выставка музея интересно выполнена. Не все картины заходят — деревенский стиль мне нравятся, а портреты воспринимаю немного отстраненно. Но все зависит от настроения. <…> В «Ночь музеев» больше срабатывает психология — в обычный выходной, чтобы взять жену, сына, сорганизоваться и поехать в музей — это бывает практически раз в год. А когда наступает «Ночь музеев», специально выбираемся, чтобы посмотреть все», — сказал Александр Романовский.

Ближе к концу дня в музее Кижи прошел авторский обзор новой экспозиции «Небесное послание». Она посвящена утраченным потолочным иконам Преображенской церкви. Посетителям представили подлинные иконы неба и детали небес из музейного фонда, а также реконструкции небес церкви по сохранившимся фотографиям.

Сама идея небес — воплотить то же убранство, которое давно существовало в каменных церквях. В деревянном зодчестве оно начало появляться только в XVII веке. Уже с момента основания Преображенской церкви приблизительно в 1714 году там возникли небеса из 16 огромных икон. Они сохранялись в храме до Великой Отечественной войны, когда были вывезены оккупантами и в дальнейшем утрачены.

Борис Москин. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

По словам одного из авторов выставки Бориса Москина, идея выставки не только в том, чтобы рассказать о самих иконах, но показать, как их изучают и воссоздают. Поэтому в центре зала размещена инсталляция, где снизу имитируются реставрационные леса, а сверху из черно-белых фотографий собраны сами небеса. Эти снимки были сделаны исследователями XX века, в частности, финном Ларсом Петтерсоном, который в 1942-1944 годах запечатлел церкви и часовни Заонежья.

Процесс изучения икон опирается на прорези, сделанные по фотографиям, а восстанавливать цвета приходится путем сопоставлений и анализа сохранившихся источников. Сейчас выполнены прорези всех 16 икон и собраны сведения по отдельным цветам, а впереди еще много работы. Сама выставка по задумке авторов как бы задает научную проблему и одновременно вопрос обществу — нужно ли заниматься реставрацией подобных памятников?

Михаил Макеев. Фото: «Республика» / Оксана Кудряшова

«Мы восстанавливаем не памятник, а то, кто мы вообще есть, — сказал Михаил Макеев, — Время, которое календарное — оно суетное, а есть сущностное, тоннельное время. И вот то, что восстанавливаются такие наши человеческие опоры, это очень важно. Поэтому заглядывать в прошлое, чтобы лучше узнать себя, обязательно надо».