Кто найдет зеленую корову: о двух выставках в Петрозаводске, которые нужно увидеть

14 октября в столице республике поочередно открылись две экспозиции: персональная выставка художников Чиненовых и собрание работ карельских театральных художников, оформлявших спектакли Национального театра Карелии. Один из художников, Егор Кукушкин, предлагает найти в пространстве выставки зеленую корову.

Все дети обожают ходить на вернисажи с длинными приветственными речами. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Все дети обожают ходить на вернисажи с длинными приветственными речами. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась персональная выставка художников Валентины и Сергея Чиненовых. Экспозиция сменила юбилейную выставку Эйлы Тимонен, работы которой вернулись в музейное собрание, в частные коллекции, в мастерскую художника. Но часть театральной коллекции Эйлы просто переехала в здание по соседству – в Национальном театре Карелии параллельно с презентацией выставки Чиненовых открылась своя галерея работ театральных художников, посвященная 90-летию театра.

Музей

На самом деле, на большой музейной выставке карельских графиков Валентины и Сергея Чиненовых тоже много театрального, много игры – в детство, в солнечное прошлое и, возможно, в какое-то идеальное будущее.

Сергей Чиненов. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Сергей Чиненов. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Художники писали в дуэте, как Ильф и Петров, вдвоем сочиняли иллюстрации к детским книжкам, которые выпускало издательство «Карелия» («Старик-годовик», «Конек-Горбунок», «Русские богатыри», «Вавилонская башня» – мы хорошо помним эти книги), писали пейзажи и натюрморты. На открытии выставки директор Музея изобразительных искусств РК Наталья Вавилова сказала, что она умеет определять, где чья рука: у Валентины Николаевны главное – цвет, у Сергея Лазаревича – линия.

 

Сергей Чиненов сказал, что они начали работать совместно еще в студенчестве. За годы у них выработался свой язык.

«Это не чистая акварель, а акварель с темперой. Это соединение позволяет более длительно работать над произведением, перекрывать белым темные места. Мне кажется, эта техника присуща именно нашему союзу», – сказал на вернисаже Сергей Лазаревич.

 

Выставку художник посвятил памяти своей жены, которая ушла из жизни пять лет назад.

«Доброта и тепло работ, о которых вы говорите, – это всё от Валечки. Она родилась и выросла в деревне. Я считаю, что деревенские люди обладают особыми качествами. Это почувствовали в издательстве, когда мы приехали в Петрозаводск, и стали поручать нам делать иллюстрации к детским книгам о деревне, о животных. Эти темы хорошо удавались Валечке», – говорит художник.

 

Тема деревни действительно особая в творчестве Чиненовых. О «крестьянской» жизни Сергея Лазаревича говорили все, кто пришел поздравить художника: «Обратите внимание на изображение природы, деревенские пейзажи. Все это перекликается с состоянием души человека» (Наталья Вавилова); «У Сергея в деревне есть плуг, упряжь, все крестьянские инструменты. Он может противостоять жестокости мира, потому что сам настроен на свет, на нежные отношения между людьми» (журналист Юрий Шлейкин); «Важно то, что художник несет высокую культуру в деревню» (художник Борис Акбулатов).

 

«Мы познакомились с Сергеем во время работы над книгой, посвященной строительству Костомукши. Оказалось, что художник может показать и масштаб стройки, и детали, демонстрирующие лирический подход к материалу. Можно было бы на обложку поставить картинку с БелАЗом, одно колесо которого вдвое больше роста человека (даже если это высокий художник Владимир Лобанов), а он выбрал картинку с лисой, бегущей по краю карьера», – рассказывает Юрий Шлейкин, знающий художника больше 40 лет.

 

Знающие Сергея Чиненова люди называли его «необыкновенным лириком», «рыцарем хрустального образа», «внутренним интеллигентом». Куратор выставки Ксения Яровских определила художника как «джентльмена изобразительного искусства».

В общем, если повседневная жизнь не дает вам возможности почувствовать свет, доброту и нежность, приходите в Музей изобразительных искусств Карелии. Персональная выставка Валентины и Сергея Чиненовых открыта до 20 ноября.

Театр

Выставка, которая открылась в Национальном театре Карелии, делится на две части: строгую и вольную. «Есть строгая часть выставки, а есть Егор Кукушкин», – сказала на вернисаже замдиректора театра Наталья Аргутина. В строгой части эскизы спектаклей прошлых лет перемежаются фотографиями артистов. Вот «Гедда Габлер», вот «Мамаша Кураж и ее дети», «Мой джаз и привидение» и много других. Спектакли театра оформляли известные художники Карелии: Тамара Юфа, Лео Ланкинен, Эйла Тимонен.

На открытии выставки в Национальном театре Карелии. Снова Наталья Ивановна. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

На открытии выставки в Национальном театре Карелии. Снова Наталья Ивановна. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Художник Егор Кукушкин, который чаще всего работает над детскими постановками, создал на выставке интерактивное пространство для детей и взрослых.

«С макетами спектаклей здесь можно фотографироваться, можно баловаться, трогать предметы руками, делать что угодно. Кстати, здесь нужно найти зеленую корову. Кто ее найдет?» – добавляет интригу в происходящее художник.

 

Открытие выставки совместилось с презентацией книги о первом составе театра «Национальный театр Карелии. Забытые имена…». Автор исследования – Любовь Юнтунен, внучка актеров первой студии Национального театра Ирьи Ремшуевой и Эйно Юнтунена. Книгу представил собравшимся брат автора Леон Терез. Любовь Юнтунен восстановила полный поименный состав актеров, режиссеров и сотрудников других специальностей, работавших в Национальном театре в 1930-1940 годы.