«Крестьянская механика»: в музее «Кижи» соединили физику, культуру и этнографию

Новая выставка (0+) посвящена механизмам, которые использовали крестьяне Русского Севера до появления промышленного производства. Некоторые экспонаты, можно брать в руки, крутить и вертеть. «Республика» побывала на открытии экспозиции.

Дети изучают прикладную механику на выставке «Крестьянская механика». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Дети изучают прикладную механику на выставке «Крестьянская механика». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Выставка «Крестьянская механика» будет работать в Презентационно-выставочном центре музея-заповедника «Кижи» до начала сентября. Экспозиция идеально подходит для знакомства со старинной повседневной культурой нашего края. Кроме того, мы можем вспомнить школьный курс механики, а также некоторые эпизоды из собственной жизни, в начале которой механики было больше, чем электроники.

Куратор выставки «Крестьянская механика» София Бомштейн. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Куратор выставки «Крестьянская механика» София Бомштейн. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Куратор выставки София Бомштейн, научный сотрудник Музея-заповедника «Кижи», рассказывает «Республике», что ее приводит в восхищение устройство приспособлений, использующихся в крестьянском быту.

— Например, меня абсолютно поражает то, как работает ткацкий стан. Как в нем взаимодействует множество простейших механизмов, как они дополняют друг друга и какое в итоге получается сложное, всегда уникальное, полотно. Мне очень нравятся мельницы — водяная и ветряная. Их конструкции сложные, а кажется, что все просто: колесо да шестеренка! Сколько труда нужно было приложить, чтобы это создать, — говорит куратор выставки.

Выставка устроена по типу мастерской. Есть условно женский уголок, где речь идет о пряже, прялках, ткачестве, льне, его обработке. Для каждого этапа получения волокна из растения был свой инструмент. Например, чтобы получить качественную льняную нить, нужно было проделать большую работу, начиная с мятья при помощи рычажной мялки. Потом на специальных бросальницах лен освобождали от грубых частиц. Затем лен чесали щетью, чтобы уложить волокна в кудель. Так же подробно описаны и другие женские работы с получением ткани и ее использованием. На механизмы можно смотреть вживую, с помощью фотоэкспонатов можно представлять, как работали с ними реальные хозяйки. В витрине — результаты многоэтапной работы: платья, рушники.

В «мужской» части — собственно производство деталей механизмов, рассказ о том, что было раньше: мельница водяная или ветряная, возможность проделывания отверстий при помощи оригинального деревянного сверла.

— Есть еще раздел выставки, который называется «Механика — она тоже физика», — рассказывает София Бомштейн. — Там не про механику, но про смекалку. Про то, как жизненный опыт, наблюдательность, любовь к природе, понимание ее, давали такой результат, что мы сейчас просто поражаемся. Вроде бы просто туесок — а это первый холодильник. Мне доставляло колоссальное удовольствие готовить этот раздел.

Похожей на мастерскую выставку делают и запах дерева, сохраняющийся на открытии, и «деловитость» экспозиции. Здесь все по полочкам, все наглядно. В верхней части экспозиции сделана копия «воронцов» (четырехгранной брус-полки), которые разделяют помещение на части и в то же время служат местами хранения вещей.

— Нам хотелось создать ощущение, что здесь только-только закончили делать какую-то полезную вещь, только что довырезали блочок ткацкого стана или начали собирать какую-то конструктивную деталь, которая дальше пойдет для дома, для хозяйства. От дерева веет теплом, домом, — сразу делается приятнее. И запах остался. Мы заходим сюда и наслаждаемся, — объясняет куратор выставки.

Напомним, выставка «Крестьянская механика», афишу для которой у дверей музея создал художник-граффитист Андрей Птицын, открыта в Выставочном центре «Кижи» на площади Кирова. Она будет работать до 6 сентября.