Краудсорсингом по бренду

Чтобы создать бренд туристической Карелии, республиканский Минкульт привлекает интернет-пользователей со всей страны. С помощью краудсорсинга - способа добиться своего чужими руками - хотят узнать, в чем все же сущность отдыха по-карельски.

Создать бренд туристической Карелии — такую задачу поставили в управлении по туризму карельского Минкульта. При этом чиновники не собираются потратить ни копейки бюджетных денег. Все надежды — на краудсорсинг.

Термин «краудсорсинг» происходит от двух английских слов crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов». То есть использование ресурсов толпы — большого количества людей — для решения определенной задачи. Краудсорсинг осуществляют в основном в интернете. Любой может разместить на специализированном сайте свой проект, идею и попросить помощи других людей: специалистов и любителей на безвозмездной или почти безвозмездной основе.

О том, как краудсорсинг может помочь сделать Карелию более узнаваемой и привлекательной для туристов, мы поговорили со специалистом республиканского Минкульта Юлией Никитиной и создателем одной из крупнейших российских краудсорсинговых платформ Citycelebrity Константином Гараниным.

Этапы проекта

Проект Минкульта и Citycelebrity по созданию туристического бренда рассчитан на полгода. Он стартовал 16 ноября. На сегодняшний день провели опрос на сайте краудсорсинговой платформы. Его цель — узнать у потенциальных туристов, какой они представляют себе Карелию.

Юлия: — На вопросы анкеты ответили около 600 человек. Около 25 процентов из них — жители Карелии, примерно столько же — жители Москвы и Московской области, около 11 процентов — Санкт-Петербург, 35 процентов — регионы России от Калининграда до Дальнего Востока, в том числе Южный федеральный округ, Урал, Сибирь, Камчатка. И еще около трех процентов — жители других стран.

Константин: — Краудсорсинг хорош тем, что он дает разнообразную картину. Может быть, она и не самая полная, но зачастую она такая, которую вы не ожидаете. На первом этапе мы собрали много мнений. С одной стороны — ожидаемые, с другой стороны — неожиданные. Мы понимаем, что в обществе есть определенная система видений, штампов, противовесов. Изучив их, мы сможем сделать нашу разработку более объективной. Выделить сущность Карелии глазами туристов, а не ту, которую видят Минкульт, Ростуризм или какое-то отдельно взятое агентство.

Далее аудиторию сайта Citycelebrity попросят сформулировать ту самую сущность туризма в Карелии — в виде короткого слогана или развернутого эссе. На третьем этапе все собранные мнения визуализируют с помощью конкурса на создание логотипа или символа. Из всех вариантов интернет-пользователи с помощью голосования выберут двадцатку лучших. А уже из них победителей будет выбирать компетентная комиссия.

Ялгора

Горнолыжный комплекс «Ялгора». Фото: Николай Смирнов

Для чего это нужно?

Юлия: — Карелии необходим ребрендинг. Мы хотим создать узнаваемый образ туризма в Карелии. Мы надеемся, что совместный проект с Citycelebrity привлечет внимание достойных дизайнеров, творческих людей. В результате мы хотим получить единый узнаваемый стиль, который будет включать в себя логотип и другие атрибуты. Они будут использоваться везде: на официальных мероприятиях, на выставках, в каталогах, печатной продукции, сувенирах. Мы будем рекомендовать его использовать турфирмам.

Константин: — Это такой котел, в котором варятся мнения разных людей: и тех, кто живет в Карелии, и тех, кто здесь не живет. Все друг на друга смотрят, высказываются. Таким образом выкристаллизовывается как раз та сущность. Такую кашу мы заварили.

Мы в любом случае от этого проекта получаем положительный результат. Во-первых, возникают диалог, споры, обсуждения, консолидация сил, объединение вокруг проекта. Во-вторых, разговаривая о Карелии, мы создаем дополнительные информационные поводы. Про Карелию будут говорить. В-третьих, мы соберем много информации, которая сама по себе уже является поводом для дальнейшей работы.

Я хочу создать правильный кейс по использованию краудсорсинга в этом направлении, чтобы и другие территории поняли, что через диалог с аудиторией можно создавать сущности, бренды, которые повышают их капитализацию.

На острове Кижи отметили 300-летие Преображенской церкви

На острове Кижи. Фото: «Республика»

На кого ориентируемся?

Константин: В России на краудсорсинге пока нет ни одного успешно разработанного туристского бренда. Все, кто  брался за это, брались не с того конца — начинали рисовать логотипы. «Давайте нарисуем бренд» — это самая большая глупость. Картинки, логотипы, визуализации мы будем рисовать тогда, когда найдем сущность. Можно сказать, что Карелия, с точки зрения разработки туристского бренда на краудсорсинге, является новатором.

Справка «Республики»

Понятие «бренд» часто ошибочно сопоставляют с графическим логотипом, тогда как в маркетинге под ним понимают комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя.

Яркий пример бренда территории — I love New York. Он тоже был сделан на краудсорсинге, в результате открытого конкурса. В России тоже есть туристические бренды. Последние два года я работал с горным курортом «Роза Хутор», который сегодня стал одним из самых мощных брендов в горнолыжной отрасли. Безусловно, существует бренд Сочи, Крыма. Они складывались десятилетиями, с советских времен. Есть разработанный туристский бренд у Санкт-Петербурга, Дальний Восток сейчас очень активно работает в этом направлении. Ростуризм сейчас реализует проект «Турбренд России» с Ассоциацией брендинговых компаний. Мы как страна — в самом начале создания туристских брендов.

Петроглифы Залавруги

Петроглифы Залавруги. Фото: Георгий Чентемиров

Каковы первые результаты?

Константин: — В Карелию я езжу с детства. Для меня туристская Карелия — это, безусловно, реки, пороги, водопады, уединение, байдарки, скалы, гранит, потому что я занимаюсь сплавами. Карелия для меня — это еще и люди. У меня есть куча историй о встречах в разных деревнях и уголках Карелии. Таких людей в мегаполисах не встретишь.

Отрицательных впечатлений нет. Для меня  Карелия — это прежде всего природа. Хотя я понимаю, что у тех, кто привык к 4-, 5-звездочным отелям, впечатления могут быть другие.

Юлия: — Участники опроса к отрицательным ассоциациям о Карелии относят сырость, холод, влажность, большое количество насекомых и плохие дороги. Люди обращают внимание на недостаточно развитую туристскую инфраструктуру, увядающую жизнь в глубинке, сельской местности, окраинное расположение региона и его удаленность.

Говоря о положительных ассоциациях, называют красоту природы, экологию, пейзажи, реки, озера, скалы и леса, дружелюбность местного населения, северное радушие и гостеприимство, богатую духовную культуру и историко-культурное наследие.

В будущем большая часть опрошенных хочет видеть Карелию краем с первозданной природой. Были предложения сделать всю территорию республики заповедной.

Кому-то республика видится местом для проведения медитаций, а кому-то — площадкой для творчества художников, артистов, музыкантов. Многие хотят видеть здесь развитый центр туризма с современными гостиницами, базами отдыха, хорошими дорогами, доступными и оборудованными для туристов достопримечательностями. Рекомендуют обратить внимание на опыт скандинавских стран в создании туристской инфраструктуры.