Медиавыставка, выставка-фотопутешествие журналистки Аси Петровой и видеографа Матвея Кипрушкина — это совместное впечатление творческих людей от летней экспедиции в заброшенное поморское село Кереть на берегу Белого моря и одновременно приглашение к разговору об «уходящей натуре» — умирающих селах Карелии.

Матвей Кипрушкин. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин
— Вернувшись из путешествия, мы окончательно утвердились в том, что даже заброшенные села обладают потенциалом, который еще не поздно актуализировать в творчестве и туризме. Это фотопутешествие — попытка передать наши ощущения и некоторые интересные подробности из истории Керети как одного из трагически покинутых сёл, — говорят участники проекта «Кереть».

«Кереть» в «Синем коридоре». Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин
Обычно в «Синем коридоре» каждая выставка — это немного больше, чем просто выставка. Иногда экспозиция — это часть продолжающегося процесса. Иногда — промежуточный вариант экспериментов или приглашение познакомиться с неизвестными явлениями и техниками. Нынешняя выставка спровоцировала беседу «Есть ли будущее у заброшенных деревень?». Во встрече приняли участие преподаватель ПетрГУ Наталья Шилова, которая вместе со студентами-филологами принимала участие в летней экспедиции, председатель Союза кинематографистов Карелии Алексей Бабенко и фотограф Илья Тимин. По словам участников встречи, «как ни странно, разговор получился не столько о будущем, сколько о настоящем таких деревень и о том, что они значат для самих жителей Карелии».
Информацию о селе Кереть можно прочитать в описании проекта. «Первое упоминание Керети относится к XVI веку. С селом связаны имена святого Варлаама Керетского, поморского сказителя Матвея Коргуева, фольклориста Виктора Пулькина и писателя Дмитрия Новикова. В 1960-е годы последних жителей села расселили по окрестным населенным пунктам. И, к сожалению, Кереть — не единственный пример трагической гибели культурно богатой деревни».
- Фотографии из летней экспедиции в Кереть. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин
- Сейчас в Керети постоянно живет только один человек — Петр Петрович Петров. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин
- На выставке можно увидеть и видеоматериалы из поездки в поморское село. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин
- «Кереть» в «Синем коридоре». Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин
- Северный пейзаж. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин
- Участники экспедиции. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин
По словам Матвея Кипрушкина, Кереть — это невероятное место.
— Мы были там в начале июля, это белые ночи. До сих пор вспоминается, как после съемочного дня мы сидим в гостевом доме с панорамными окнами, который совершенно выбивается из общего пейзажа, смотрим на реку, слышим шум порога — он достает тебя в любой точке Керети — и понимаем, что времени-то уже почти три часа ночи, а на улице светло как будто день и не проходил.
И, конечно, здесь испытываешь чувство полной отрешённости. Это какой-то свой мир отдельный, в котором связь с реальностью чувствуешь только когда приплывает очередная толпа рафтеров, для которых Кереть — перевалочный пункт, из которого они выезжают в Чупу. В остальном же — покинутость, и ни редкие дачники, ни Петр Петрович Петров — единственный человек, который живёт там круглый год — от этого ощущения не спасают. И про это моя, наверное, любимая часть и выставки, и медиапроекта, — рассказывает Матвей Кипрушкин.
Выставка «Кереть» в «Синем коридоре» подготовлена при поддержке грантового проекта «Кереть — жемчужина Русского Севера». Проект участвует в Программе поддержки НИОКР студентов и аспирантов ПетрГУ, финансируемого главой Республики Карелия. Заявку на грант подал студент института филологии Арсений Лисков, научный руководитель проекта — кандидат филологических наук Наталья Шилова. По итогам поездки в Кереть студенты-четверокурсники написали несколько научных статей о Керети, был записан научно-популярный подкаст и собраны фото- и видеоматериалы о некогда знаменитом месте. Последние как раз и можно увидеть на выставке в «Синем коридоре».