Экспрессия и нежность: в ГВЗ художественное столкновение идей стало концепцией

Точкой пересечения художников Ильи Растатурина и Жанны Свиридниковой стал Городской выставочный зал. Выставка «Точка пересечения» объединяет и сталкивает авторов. Увидеть объединение и конфликт художественных впечатлений можно до 14 апреля.

Работы Ильи Растатурина.  Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Работы Ильи Растатурина.  Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Персональная выставка в Городском выставочном зале — явление редкое. Самое большое в городе не музейное выставочное пространство интереснее использовать для экспозиций, представляющих разные взгляды, техники, виды и жанры искусства, поэтому чаще здесь профессионально объединены работы сразу нескольких авторов. Выставка «Точка пересечения» находится между двух концепций зала, представляя фактически две персональные выставки, объединенные не темами и идеями, а контрастной несхожестью направлений художников. Заведующая Городским выставочным залом и куратор выставки Мария Юфа, отбирая работы, усилила этот контраст, позволяющий в сравнении лучше понять каждого из авторов.

Цветы Ильи Растатурина.  Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Цветы Ильи Растатурина.  Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Работы Жанны Свиридниковой, которую в Петрозаводске пока знают немного меньше, чем Илью Растатурина, — разные. Они не только выполнены в разных техниках, но и демонстрируют, как различно автор думает. Здесь есть откровенно «женские» работы, включающие в себя часть женских портретов. (Посетительницы охотно делают селфи на их фоне). Есть портреты «в декорации» (Жанна Свиридникова — мастер декоративно-прикладного искусства в том числе). Есть графические изображения Петрозаводска – узнаваемые, но слегка потусторонние, статичные, безлюдные. Есть интересные коллажи, композиция и сама фактура которых точно отражает настроение, философию автора.

— Жанна Свиридникова довольно часто участвует в наших выставках, но обычно с двумя-тремя работами. Между тем, она становится все более заметной на сегодняшнем горизонте карельского искусства, — говорит Мария Юфа.

Работы Жанны Свиридниковой и Ильи Растатурина не пересекаются в выставочном пространстве, для каждого автора отведен свой зал. Между тем, мягкая лирика одного художника и экспрессия, энергия цвета другого на контрасте создают интересный образ всей выставки.

— Нам интересно показывать выставку, где есть драматургия, какие-то встречи и пересечения авторов. Тогда и тема интереснее раскрывается, и зрителю интереснее смотреть, появляются диалоги, контрасты, конфликты, почвы для размышлений и впечатлений, — объясняет «Республике» соседство авторов Мария Юфа.

Работы Ильи Растатурина.  Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Работы Ильи Растатурина.  Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Для представления Ильи Растатурина куратор выбрала малоизвестную графику художника, его еще не выставлявшиеся натюрморты, городские пейзажи. Здесь много глубокого цвета и самих цветов — в вазах, горшках и самих по себе. Обыденное в работах Ильи Растатурина становится концептуальным, смысловым, будь объект красным домом или черным столом, или зеленым луком.

Здесь есть художественные приветы и мастерам прошлого: от Ван Гога до Ильи Машкова, Михаила Ларионова, до Михаила Юфа.

— Когда люди говорят, что художник рисует как Шишкин, это воспринимается хорошо — человек сохраняет традиции. А если он делает что-то а ля Машков или Кончаловский, то он что-то типа украл. Это же глупость! — говорит куратор выставки.

По словам Марии Юфа, художников на выставке объединяет то, что они почти ровесники, что сейчас уже можно говорить о том, что они становятся лидерами, ведущими художниками в местном пространстве. «Поколения меняются, появляются новые имена. Они оба относятся к поколению, которое сейчас вышло на первый план. Они сейчас и формируют горизонт карельского искусства».

Посетительница выставки.  Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Посетительница выставки.  Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Выставка «Точка пересечения» открыта до 14 апреля. Посмотрите её!