Бронзовый ювелир: почему памятник Перхину решили поставить в Петрозаводске

В столице Карелии одним памятником станет больше. Бронзовое изваяние знаменитого ювелира мастерской Фаберже появится на набережной. "Республика" спросила у скульптора, почему памятник получился именно таким.

История вопроса

Имя уроженца Олонецкой губернии ювелира Михаила Перхина, сделавшего половину всемирно известных яиц Фаберже, за последние несколько дней узнали многие жители Петрозаводска, а наш текст про него из проекта «100 символов Карелии» резко поднялся в рейтинге читаемости.

Поводом стало то, что пятиметровый памятник Михаилу Перхину, второй по величине среди бронзовых изваяний столицы Карелии, начали устанавливать на  Онежской набережной в Петрозаводске.

Нельзя сказать, что памятник решили ставить совсем уж неожиданно. Работу на этом участке начали еще несколько лет назад.

строительство памятника Михаилу Перхину. Фото: «Сампо ТВ 360»

В 2019 году балюстраду на Пушкинской в створе улицы Титова реконструировали. Уже тогда по предложению Союза ювелиров России на спуске было решено поставить памятник Михаилу Перхину. Человеку, который заслужил право быть увековеченным в бронзе, поскольку далеко не каждый наш земляк стал всемирно известным мастером, за работами которого охотятся коллекционеры со всего мира, а стоимость их достигает нескольких миллионов долларов! Причем слава пришла к мастеру еще при жизни. Яйца преподносились членам императорской семьи, а одно из них Перхину заказала семья Ротшильдов.

 

Память об этом великом мастере должна сохраняться в Карелии, решили власти.

Тогда широкого общественного резонанса тема установки памятника ювелиру Перхину не вызвала. Зато сейчас, когда на набережной заработала техника, в СМИ и блогосфере появилось множество комментариев: обсуждают и сам памятник (мол, слишком большой), и место установки. Среди критиков проекта оказался и бывший главный архитектор Петрозаводска Евгений Фролов. Впрочем, в его случае речь может идти и о профессиональной ревности. Ранее сам Фролов разрабатывал проект строительства рыбного ресторана как раз на этом месте. Косогор обнесли забором, повестили баннер, но дальше этого дело не пошло. Как преображалась одна из главных визитных карточек петрозаводской набережной, теперь помнят лишь панорамы на «Яндекс Картах».

Частичка Петергофа в Петрозаводске

В качестве автора памятника Михаилу Перхину чаще всего называют молодого скульптора тоже родом из Карелии, Павла Калтыгина, однако над изваянием и его окружением по заказу сообщества ювелиров работал целый коллектив.

«Мой соавтор — Юрий Горбунов, который от первого эскиза участвовал в этом памятнике, — рассказывает Павел. — Он сделал равную долю в нем. У нас также есть архитектор, который в нашей команде сделал большой вклад. Под его началом был разработан весь спуск. Антон Королев полностью прорисовал участок, как в идеальном плане он мог бы выглядеть».

Павел Калтыгин и Юрий Горбунов на фоне модели памятника Михаилу Перхину. Фото: "Республика" / Михаил Никитин

Павел Калтыгин и Юрий Горбунов на фоне модели памятника Михаилу Перхину. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Окружение для бронзового ювелира выбрали не сразу. Изначально инициатор создания памятника, петрозаводский ювелир и предприниматель Владимир Ермилов, предлагал установить его в квартале исторической застройки, но от этой идеи отказались в пользу склона у улицы Титова.

Многие видят в этом символизм: Михаил Перхин смотрит вдаль, туда, где расположено его родное село Ялгуба, но, по словам скульптора, символизм здесь более глубокий.

«Сам Перхин только до 18-19 лет жил в Карелии, а вторую половину жизни он провел в Санкт-Петербурге. Нам нужно было соединить его карельское прошлое с питерским бытом. Он изображен в своей петербургской мастерской, на что указывают предметы, но этого мало. Если мы говорим о скульптуре, как о театре, то памятнику нужны фоны. Мы искали место, где не было бы чуждой архитектуры», — объясняет Павел Калтыгин.

Склон на набережной идеально подошел под эту идею. Здание Дома физкультуры, выполненное в классическом стиле, вполне соответствует духу Петербурга.

 

«Нам требовалось сделать что-то, напоминающее каскады Петергофа. Конечно, не настолько пафосные, но принцип учтен. Там насыщение архитектурных форм идет от залива к дворцу. Сначала — простые формы, потом они усложняются и на вершине находится дворец. Здесь мы ситуацию поменяли. Есть балюстрада, транзитная площадка с архитектурными элементами, затем идет памятник с еще более сложной архитектурой, а венец этой композиции – набережная. В итоге мы получаем четыре каскада. Это принцип Петербурга, и это та театральная среда, декорации, которые мы попытались воссоздать», — объясняет Павел Калтыгин.

Есть ли зад у памятника?

Один из упреков, который противники памятника бросили скульпторам, — то, что гуляющие по балкону на улице Пушкинской будут наблюдать спину и зад прославленного ювелира.
Надо отметить, что подобные претензии высказывались и по отношению к памятнику Чарльзу Гаскойну, который открыли в прошлом году.

Тогда говорилось, что это неправильно, если Гаскойн будет повернут спиной к своему детищу — заводу. Впрочем, такая логика не мешает критикам гулять по улице Энгельса, любуясь задом Ленина, прикрытым гранитной шубой. У Отто Куусинена на набережной такие же «проблемы».

«У скульптуры нет зада, — говорит Павел Калтыгин. — Есть передний фасад, боковой фасад, тыльный фасад. Это всё части одного произведения. Сама скульптура подразумевает, что она круглая и часто для решения каких-то задач автор больше времени уделяет тыльному фасаду, чем основному. Мы понимали, где будет стоять памятник, понимали композицию, и мы работали над тем, чтобы композиционные и пластические ходы тыльного фасада были не менее интересны, чем основного».

Павел Калтыгин. Фото: «Республика»/Максим Алиев

Главное — детали

Эскиз памятника команда скульпторов сделала за месяц, но в эскизе не было деталей. Собирать их пришлось больше года. Для этого команда обращалась даже к помощи историка моды Александра Васильева и искала костюмы той эпохи на складах «Ленфильма». Изучалась не только одежда, но и инструменты с которыми изображен мастер. Изначально в эскизе Перхин стоял с крестом в руках, но потом от этой идеи отказались. Не поддержал коллектив скульпторов и идею вложить в руки прославленному ювелиру готовое драгоценное яйцо. Павел Калтыгин считает, что такой ход был бы слишком «прямолинейным».

В итоге остановились на маленькой курочке — сюрпризе внутри первого яйца, которое ювелирный дом Фаберже преподнес императорской семье.

«В последний год нам пришла идея изобразить его с пасхальной курочкой. Происходит аллегорическая связка, ведь сам Перхин в некотором роде являлся такой курочкой, которая несла золотые яйца для царской России», — объясняет решение скульптор.

Непростой и постамент у памятника. В нем соединилось архитектурное и ювелирное начала.

«Перхин брал некую узнаваемую архитектурную форму и переносил его в ювелирную пластику. Мы сделали обратный процесс. Мы взяли ювелирную пластику и упростили ее до архитектурной формы», — объясняет выбор формы постамента Павел Калтыгин.

 

Оценить работу скульпторов и архитекторов петрозаводчане и гости города смогут уже в конце ноября, когда планируется открытие памятника. Возможно, кто-то так и будет смотреть в спину мастеру, а для кого-то бронзовый Михаил Перхин может стать поводом глубже узнать историю Карелии.