«Бойкие расхватали все роли, и мне пришлось играть козла»

Актриса Театра драмы «Творческая мастерская» Ирина Старикович отметила свое 50-летие 11 февраля на сцене театра. Несколько историй, которые артистка рассказала зрителям, начинались одинаково: «Бойкие расхватали все роли, и…»

Юбилей Ирины Старикович. Поздравительный момент. Фото: ИА «Республика»/ Михаил Никитин

Юбилей Ирины Старикович. Поздравительный момент. Фото: ИА «Республика»/ Михаил Никитин

Ирина Старикович — выпускница курса, который в свое время набирал Иван Петрович Петров, главный режиссер «Творческой мастерской». Курс был звездным — до сих пор в театре играют «птенцы гнезда Петрова»: Виктория Федорова, Ольга Саханова, Юрий Максимов, Наталья Мирошник. Несколько лет назад переехал в Москву Георгий Николаев (сейчас он играет в Московском областном ТЮЗе). Актер и режиссер Олег Липовецкий с недавнего времени — художественный руководитель московского еврейского театра «Шалом». Алексей Бабенко стал кинорежиссером, он — председатель Союза кинематографистов Карелии. Кира Мирутенко создала Культурный центр «Арт-мастер» в Ювяскюля (Финляндия).

Студия Ивана Петрова. Фото: Национальный архив Карелии

Студия Ивана Петрова. Фото: Национальный архив Карелии

Ирина Старикович — важная часть этой компании. Уже тогда начинает проявляться ее тонкий талант небытового решения характеров своих героинь. Она как человек, постоянно сомневающийся в себе, перепроверяющий чистоту звучания персонажей, глубоко переживающий происходящее с ними, умеет находить в каждой своей роли какую-то отчаянность. Иногда эту отчаянность, внутреннюю решимость к подвигу, выдает нервное напряжение или открытая нежность, но настоящая питательная среда героинь Старикович — пространство вне быта, территория парадокса. Так, например, существовала Она — персонаж из спектакля «Другой человек». В этой стихии уместны любые вызовы, здесь органика героини сложена из самых странных вещей, которые, соединившись, снова привели нас к отчаянности и нежности героинь Старикович.

Она: Со мной однажды такое случилось. Мы с подругой поехали отдыхать к морю. Утром я проснулась с полным ощущением того, что нахожусь в нашей городской квартире, и стала искать свой гардероб, а его нигде нет. Потом стала искать матушку, а ее тоже нигде нет. Тогда я стала искать отца. И не нашла. Я упала на подушку и разрыдалась. И вдруг вспомнила, что я не дома. Что я отдыхаю на море. Боже, как я смеялась! Как я смеялась.

(Из пьесы П. Гладилина «Другой человек»)

Она - Ирина Старикович. Фото: Театр "Творческая мастерская"

Она — Ирина Старикович. Фото: театр «Творческая мастерская»

«Другой человек» — второй спектакль, поставленный в «ТМ» режиссером Александром Масловым. Первым был «Секрет русского камамбера, утраченный навсегда-навсегда» по пьесе Ксении Драгунской. В этой постановке Ирина Старикович сыграла роль Мгловой — трогательной, смешной и отчаянно рыжей героини. За эту яркую роль актриса получила диплом «Онежской маски» в номинации «Дебют».

«Кто мы и что мы?» — передает эстафету Она из «Другого человека» нынешней героине Ирины Старикович в премьерном спектакле «Моя маленькая жизнь». Мисс Люси опять сомневается в себе и мире.

Директор «ТМ» Александр Побережный точно объяснил характерность актрисы, имеющей «лицо необщего выражения».

Директор театра Александр Побережный поздравляет Ирину Старикович. Фото: ИА "Республика"/ Михаил Никитин

Директор театра Александр Побережный поздравляет Ирину Старикович. Фото: ИА «Республика»/ Михаил Никитин

На встрече Ирина Старикович рассказала о себе: о детстве, о не прямом пути на сцену, о рефлексии, которая до сих пор никуда не делась. В 3 года 8 месяцев Ирина уже знала, что будет артисткой, причем заслуженной. Магнитофонная запись сохранила это заявление: «Выступает заслуженная артистка Ира Старикович!» Настоящая театральная жизнь началась во дворе на улице Мелентьевой — площадкой стало место у заброшенной кочегарки. Второй сценой был Колледж культуры, где старшеклассница Старикович проходила практику на УПК (учебно-производственный комбинат) в качестве организатора праздников в клубе. «Бойкие расхватали все роли, и мне досталось играть старика-козла в спектакле «Трусохвост» про зайца, который боялся летать на самолете.

Потом были музыкалка, хор, песни Цоя под гитару, попытка поступить в ЛГИТМиК, потом работа бутафором в Музыкальном театре, неудачная попытка попасть в студию в Национальном театре, которую набирал Лев Эренбург («С такой психофизикой, как у вас, в театре работать нельзя»). И уже потом — курс Ивана Петрова, где не сразу, но все заверте…

Однокурсники 25 лет спустя и коллеги поздравляют Ирину Старикович. Фото: ИА "Республика"/ Михаил Никитин

Однокурсники 25 лет спустя и коллеги поздравляют Ирину Старикович. Фото: ИА «Республика»/ Михаил Никитин

У актрисы, да и у зрителей театра «Творческая мастерская», у поклонников Ирины Старикович есть ощущение, что потенциал ее не освоен в полной мере, что могло быть больше ролей и признания, соразмерных таланту актрисы. Возможно, всё дело в как раз в этом «необщем выражении лица» Ирины Старикович, в отсутствии у нее «бойкости», в постоянной перепроверке своих возможностей.

На встрече коллеги Ирины Старикович признавались ей в любви, шутили, играли, пели и дарили цветы. В фоторепортаже Михаила Никитина видно, с какой нежностью относятся к актрисе и товарищи по цеху, родные люди и публика.

 

С днем рождения!