«Безопасный Петрозаводск»: как работает новая городская программа

Программа «Безопасный Петрозаводск» стартовала в столице Карелии в октябре минувшего года. Она нацелена на решение городских проблем, которые сами петрозаводчане считают наиболее острыми и актуальными. О программе и о том, что уже удалось сделать, – в обзоре «Республики».

фонари

Перекресток пр. К. Маркса - ул. Андропова. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

С инициативой о запуске программы «Безопасный Петрозаводск» осенью 2018 года выступил председатель Петрозаводского городского совета Геннадий Боднарчук. Главный принцип рассчитанной на несколько лет программы – она строится на пожеланиях самих горожан. Спикер Петросовета призвал петрозаводчан сообщать о наиболее неотложных городских проблемах, чтобы на основании этой информации сформировать четкий перечень задач.

Программу было решено сделать комплексной. Это означает, что, во-первых, понятие «безопасность» включает в себя не только установку камер видеонаблюдения или охрану общественного порядка, но и множество других вопросов: освещение улиц, парков и дворов, ремонт дорог, обустройство пешеходных переходов, создание комфортных условий для детей в образовательных учреждениях. Во-вторых, комплексная программа – это возможность привлечь средства не только городского, но также республиканского и федерального бюджетов.

Свои предложения горожане могут направлять в группу в группу «Безопасный Петрозаводск» в соцсети «ВКонтакте». И многие уже активно пользуются этой возможностью. Но главное, что ряд проблем, с которыми обратились жители Петрозаводска, уже удалось решить.

Так, больше всего жалоб от горожан поступает на недостаточную освещенность городских территорий. То, что эта проблема наиболее актуальна, показал и проведенный в паблике опрос.

В ряде случаев речь шла о территориях, где не просто не хватало фонарей – они практически отсутствовали. Например, так было в ЖК «Большая Медведица» на улице Белинского. Уличного освещения здесь не было более года, поскольку после окончания работ застройщиком и сдачи новых домов в эксплуатацию сети не были переданы на баланс муниципалитета.

 

Администрации Петрозаводска совместно с МУП «ПЭС» и депутатами Петросовета пришлось решить целый ряд технических и юридических задач. В результате осенью 2018 года была восстановлена работоспособность более 70 светильников во дворах комплекса.

 

В Бородинском сквере на Зареке 8 плафонов фонарей были разбиты вандалами, кроме того, не было подсветки у стадиона. В ноябре освещение было восстановлено, кроме того, светильники у спортивной зоны установлены более мощные, чем ранее.

 

Новая линия освещения из 11 фонарей запущена и в сквере «Утиный пруд» на Древлянке. В планах – в рамках программы «Безопасный Петрозаводск» установить фонари также вдоль велосипедной дорожки.

 

Еще одна волнующая горожан тема – безопасность пешеходов. Так, по многочисленным просьбам горожан оборудован пешеходный переход через улицу Пограничную в районе дома № 7, в окрестностях которого расположены автобусные остановки, магазины, жилые дома, популярные пешие маршруты.

 

Безопаснее стал и оживленный перекресток проспекта Карла Маркса и улицы Андропова: в декабре здесь появились светофоры. К слову, именно на этом месте 70 лет назад был установлен первый автоматический регулировщик движения в Петрозаводске.

 

Еще один аварийно опасный участок дороги — в районе дома № 5 по ул. Мерецкова. Здесь также появился светофорный объект.

 

Также установлен светофор на пересечении Лососинского шоссе и улицы Попова. Отметим, что все светофорные объекты и пешеходный переход на улице Пограничной оборудованы с привлечением средств Дорожного фонда республики.

 

Кроме того, в спортзале школы № 8 установили новые пластиковые окна. Оконные блоки находились в аварийном состоянии и представляли реальную угрозу для безопасности и здоровья детей. С просьбой включить замену окон в программу «Безопасный Петрозаводск» к Геннадию Боднарчуку обратились родители учеников и директор школы.

Обеспечение безопасности детей – вопрос приоритетный, подчеркивают в Петросовете. Поэтому к таким заявкам – особое внимание. Их в сформированном по пожеланиям горожан перечне уже более десятка.  Например, петрозаводчане просят установить светофор с кнопкой для пешеходов на перекрестке улицы Муезерсойя — переулка Западный, рядом с которым расположен Карельский кадетский корпус имени Александра Невского. Среди других предложений, включенных в перечень программы: установка светофоров на пересечении улиц Анохина и Горького, оборудование пешеходных переходов в районе дома по улице Балтийской, на улицах Зеленой и Ключевой, подходах к детской поликлинике и Детской республиканской больнице со стороны Древлянки и Перевалки, пересечении улицы Куйбышева и Левашовского бульвара, решение вопросов уличного освещения вблизи детской школы искусств имени Балакирева, детских садов № 54, № 62, № 93, № 79.


Геннадий Боднарчук рассказывает об истории и возможном будущем спуске с улицы Титова на Онежскую набережную в Петрозаводске. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Председатель Петрозаводского городского Совета Геннадий Боднарчук

— Программа «Безопасный Петрозаводск» задумывалась как народный проект, ориентированный на решение конкретных вопросов безопасности, повышение комфортности и благоустройства городской среды, которые волнуют в первую очередь самих граждан. Мы рассчитывали на широкую поддержку населения, на то, что жители подключатся к программе и выскажут самым доступным и популярным на сегодня способом – через соцсети —  свои предложения, укажут, что необходимо изменить, чтобы наш город стал лучше, чище и красивее. Первые месяцы реализации программы показали: мы не ошиблись. Неравнодушные петрозаводчане активно включились в совместную работу, за что им огромное спасибо. Уже сегодня можно говорить о первых положительных результатах проделанной работы, когда проблемы людей, обратившихся за помощью, совместными усилиями администрации города, депутатского корпуса, региональных властей в рамках программы «Безопасный Петрозаводск» удается решить. Впрочем, это не повод для того, чтобы остановиться и почивать на лаврах, скорее, дополнительный стимул для продолжения начатого. Впереди нас ждет плодотворная работа, и наша задача — вместе с горожанами приложить максимум усилий, чтобы в ближайшем будущем Петрозаводск стал развитым и безопасным городом, одним из современных региональных центров нашей страны и предметом гордости для всех его жителей.


Что еще необходимо сделать, чтобы Петрозаводск стал более безопасным и комфортным для горожан? Высказать свое мнение мы попросили экспертов. Наши респонденты говорят о разных аспектах понятия «безопасность», но сходятся в одном: работы предстоит еще очень много.

Андрей Червочкин. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Начальник Управления ГИБДД МВД по Карелии Андрей Червочкин

— Есть пешеходные переходы, которые необходимо оснастить пешеходно-вызывными устройствами. Так, например, на многополосных дорогах (Лесной проспект, ул. Чапаева, пр. Комсомольский) требуется установить такие пешеходные переходы. В настоящее время 85%  пешеходных переходов в Петрозаводске не соответствуют требованиям государственных стандартов, — рассказал Андрей Червочкин.

Также, по словам начальника УГИБДД, на 129 переходах в необходимых местах нет дублирующих дорожных знаков «Пешеходный переход» над проезжей частью. На 231 переходе, а это 80%, эти знаки без желтой световозвращающей каймы. Вблизи 76 переходов нет пешеходных ограждений. При этом за организацию дорожного движения отвечает владелец автодорог, в данном случае администрация Петрозаводска, подчеркнул Андрей Червочкин.

Автоинспекторы, со своей стороны, ежедневно контролируют эксплуатационное состояние улично-дорожной сети. В минувшем году было составлено свыше 200 соответствующих административных материалов, из них 139 — за нарушения ремонта и содержания дорог (на различные юрлица), выдано 291 предписание на устранение недостатков и 42 представления.

Также начальник УГИБДД сообщил, что, по предоставленной администрацией города информации, сейчас за счет субсидий из республиканского Дорожного фонда разрабатываются проекты по оборудованию светофоров на следующих нерегулируемых пешеходных переходах: по улице Чапаева в районе улицы Чкалова, на пересечении улиц Анохина — М. Горького, на пересечении проспекта Лесного с улицей Сыктывкарской. Установить светофоры на этих участках предполагается в этом году.

Кроме того, планируется, что из Дорожного фонда будут выделены субсидии на оборудование светофорами еще 10 пешеходных переходов в разных районах города.

Резюмируя, Андрей Червочкин добавил, что со своей стороны пешеходы обязаны принимать все возможные меры предосторожности, выходя на проезжую часть перед приближающимся автомобилем, в том числе и на переходах.

— К сожалению, многие пешеходы пренебрегают данным правилом, кроме того, при приближении к пешеходным переходам теряют бдительность и чувствуют свое преимущество. В результате чего на нерегулируемых пешеходных переходах регистрируется значительное количество ДТП, — сказал начальник УГИБДД.


Руководитель информационной службы ГТРК "Карелия" Максимилиан Утикеев.

Член Общественного совета при МВД по республике, начальник службы информационных программ телевидения ГТРК «Карелия» Максимилиан Утикеев

— Жалобы на низкую освещенность или же вовсе отсутствие фонарей от жителей нередко приходят и к нам на ГТРК «Карелия» в редакцию информационной программы «Вести-Карелия». Среди болевых точек — Старая Кукковка, Голиковка, Губернаторский парк. Практически ежедневно добираюсь домой по дороге от Республиканской больницы (Гоголевского моста) до Древлянки. Даже в зимних условиях при наличии снежного покрова и его отражающего эффекта освещение проезжей части этого участка дороги явно недостаточно, — отметил Максимилиан Утикеев.

Вторая, по его мнению, проблема — заставленность небольших центральных улиц припаркованным транспортом.

— Взгляните на улицу Дзержинского от проспекта Ленина до Карла Маркса: она заставлена припаркованными авто с обеих сторон проезжей части, что создает дискомфорт как для водителей, так и для пешеходов, и в том числе в некоторых ситуациях может угрожать их безопасности.

По вопросу количества и качества оборудования пешеходных переходов лично у меня двойственное восприятие. Возможно, необходим анализ наиболее аварийноопасных мест и установки там светофоров, но гораздо важнее фактор поведения на таких участках водителей и пешеходов. Причем достаточно часто становлюсь свидетелем необдуманного поведения именно пешеходов, которые переходят проезжую часть, абсолютно не убедившись в безопасности такого действия. Это уже вопросы воспитания и профилактики, — добавил эксперт.


Дмитрий Данильев. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Депутат Петросовета, руководитель Центра общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» Дмитрий Данильев

— В Петрозаводске достаточно большое количество школ и детских садов имеют проблемы с освещением прилегающих территорий. Обычно освещается только входная группа в учреждение, а вот территория вокруг (в частности, спортивные объекты) – нет, — пояснил Дмитрий Данильев.

Кроме того, по его словам, есть проблемы с уличным освещением и в некоторых жилищных комплексах, которые появились в карельской столице недавно. Причина в том, что сети наружного освещения должным образом документально не оформлены и не переданы на баланс городу. В некоторых случаях они содержатся самими жильцами, а в некоторых просто отключены. Присутствует потребность в освещении многих парков и скверов.

— Для решения этих проблем в городе ведется методичная работа по ремонту и установке опор уличного освещения, а также правовая работа, связанная с передачей сетей в ведение муниципалитета. Проделана большая работа по дополнительному освещению пешеходных переходов. На мой взгляд, для Петрозаводска это одна из наиболее актуальных тем: у нас девять месяцев в году во второй половине дня темнеет, зимой световой день очень короткий. Поэтому для обеспечения безопасности граждан необходимо последовательно решать этот вопрос. И очень важно, что в рамках программы «Безопасный Петрозаводск» сегодня предпринимаются конкретные меры. Надеюсь, что в дальнейшем удастся увеличить финансирование программы в том числе и на эти цели, — сказал Дмитрий Данильев.