Александр Селянин: «Глава Карелии учел мнение депутатов при обсуждении модели местного самоуправления»

Внесённый главой Карелии в республиканский парламент проект закона о порядке формирования органов местного самоуправления в регионе максимально учитывает высказанные в ходе широкой дискуссии мнения и предложения.

Внесённый главой Карелии в республиканский парламент проект закона о порядке формирования органов местного самоуправления в регионе максимально учитывает высказанные в ходе широкой дискуссии мнения и предложения.

Об этом сегодня, выступая на заседании профильного комитета Заксобрания, заявил депутат Александр Селянин.

Законопроект, во-первых, опирается на мнение муниципального сообщества, которое представители муниципалитетов отстояли как в ходе дискуссии на площадках общественных комитетов по реализации Послания Президента РФ, так и на недавнем совместном заседании с карельскими парламентариями. Тогда представители МСУ призвали депутатов прислушаться к их аргументам и не ломать сложившуюся в большинстве районов систему делегирования на второй уровень местной власти при сохранении прямых выборов на первом уровне – в советы поселений. Дискуссия получилось очень бурной, поскольку муниципалитеты опасались того, что модель МСУ им попытаются навязать без учёта их мнения, так как стало известно, что группа из 10 парламентариев еще в начале июня внесла в парламент свой законопроект, не дождавшись результатов общественного обсуждения.

По мнению представителя главы республики ЗС РК Андрея Манина, этот законопроект, который в СМИ уже назвали «законом 10 депутатов», сыграл в этой ситуации роль своего рода катализатора. В результате в предусмотренные сроки по инициативе главы Карелии был внесен альтернативный законопроект, основанный как раз на итогах широкой публичной дискуссии. Это в целом имело положительный эффект, поскольку максимально заострило общественное обсуждение и позволило выяснить различные позиции. В то же время Александр Худилайнен, встречаясь с депутатами Заксобрания в минувший понедельник, подчеркнул, что обсуждение не закончилось и он готов внимательно выслушать мнение фракций и отдельных парламентариев. Продолжались при этом дискуссии и на муниципальных площадках.

В итоге вместо первоначального варианта был подготовлен второй, согласно которому глав городских округов, городских и сельских поселений предлагается избирать путем прямого тайного голосования. Избранный глава округа или поселения согласно законопроекту исполняет полномочия главы администрации. Как показала общественная дискуссия, этот вариант поддерживается большинством участников.

По мнению Александра Селянина, появление второго законопроекта со всей очевидностью доказывает, что Александр Худилайнен выполняет то, что обещал – выслушать все мнения, высказанные в ходе обсуждения, и принимать решение, опираясь на общественность.

«Встречи продолжались еще и до вчерашнего дня, когда в Прионежье было обсуждение с главами поселений и представителями районов. И вчера же глава республики отозвал предыдущий вариант законопроекта и внес новый вариант. Так что никакой неожиданности в этом нет – напротив, выполнение обещаний максимально учесть все точки зрения. Но главное, сейчас, как следует из выступлений, самый обсуждаемый момент — система организации местной власти на уровне районов.

Все согласны с тем, что местное самоуправление в поселениях первого уровня максимально приближено к гражданам, и здесь действительно очень трудно пройти во власть человеку со стороны, незнакомому, неизвестному жителям. А вот то, что касается уровня района, я убежден из опыта взаимодействия с местным самоуправлением пяти, даже семи лет, что наличие системы делегирования и сити-менеджера (главы администрации района, который работает по контракту, в отличие от избранного депутатами райсовета из своего состава главы района – Прим. ред.) — это гарантия соблюдения интересов на районном уровне», — сказал Александр Селянин.

По его мнению, выступления ряда представителей муниципалитетов прекрасно показали, что в районе у поселений могут быть разные интересы и нельзя район сравнивать с городским округом.

«У каждого поселения своя инфраструктура, в разном состоянии, разное состояние основных фондов. И наличие в районном Совете преобладающего большинства депутатов от районного центра всегда ставит поселения в ущербную позицию. Их интересы учитываются в последнюю очередь. И гарантия равного представительства всех поселений обеспечит необходимость договариваться, вырабатывать программы развития и исходить из приоритетности задач, не из того, кого больше, представителей поселений или райцентра, а у кого ситуация более сложная», — считает Александр Селянин.

По его мнению, сложившаяся система делегирования с равным представительством на уровне районной власти показывает, что эта модель наиболее жизнеспособна. Высказался депутат и по поводу приводимого оппонентами аргумента, что при иной системе, когда глава района совмещает функции с главой администрации, он является «хозяином» муниципального образования.

«Очень боюсь я этих хозяев районов, когда вся власть, и представительная, и исполнительная, сосредотачивается в одних руках. Хозяева бывают разные и с разными интересами действуют. Могу привести пример из моей практики, когда я был министром образования и нам удалось добиться выделения серьезных федеральных денег на капитальный ремонт школы в одном из районов, было это еще до федеральной программы модернизации образования. И требовалось только софинансирование, причем незначительное, района. Полгода я такого «хозяина» района вылавливал, а после того как все- таки состоялся разговор, он сказал: «А я не буду выделять даже эти маленькие деньги на софинансирование». Я в ответ: «Как же так, без софинансирования не будет подписано соглашение, район не получит федеральных денег». На что он мне откровенно и цинично сказал: «Ну и что? Мне чем хуже – тем лучше». Вот таких «хозяев», когда все в их руках, и принятие решений по бюджету, и по реализации муниципальных полномочий, в нашей истории, к сожалению, не единицы. И не дай Бог нам сейчас всю власть на районном уровне состредоточить в одних руках», — добавил депутат.

И еще один аргумент, который, по словам Александра Селянина, убедил его поддержать законопроект, внесенный вчера главой Карелии. По словам парламентария, Александр Худилайнен услышал главное, то, что звучало в том числе из уст депутатов. А именно, что очень опасно сейчас впадать в очередную крайность и резко ломать сложившуюся структуру МСУ. Законопроект поддерживает и фиксирует ту модель, которая долго вырабатывалась в республике методом проб и ошибок.

За внесённый главой Карелии законопроект высказались и другие участники заседания, в том числе представители муниципалитетов. В итоге, как уже сообщалось, пять из восьми членов комитета рекомендовали депутатскому корпусу поддержать инициативу Александра Худилайнена.