Заводчане. Красота в деталях

Чему можно научиться художнику на заводе и как создавался дизайнерский онежский трактор, расскажет в нашем тексте первый дизайнер ОТЗ Владимир Зорин.

Первый дизайнер ОТЗ Владимир Зорин. Фото: Цифровой архив индустриального наследия Петрозаводска

Владимиру Зорину хотелось свернуть горы. В 1988 году он поехал работать дизайнером на Тракторный завод, чтобы изменить промышленность до неузнаваемости. Трактора не были ему чужими — еще с детства у Владимира хранилось воспоминание о том, как отец брал его с собой на делянку, где тот работал на “сороковке”, еще фанерной.

Владимир стал первым и единственным дизайнером на заводе. До этого на Онежском тракторном из творческих профессий были востребованы только художники-оформители, они нужны были практически на каждом предприятии. В основном креативные специалисты занимались украшением заводских помещений к идеологическим праздникам.

Начал дизайнер с малого — первой творческой работой на заводе стал детский огородный наборчик. Помимо тракторов Онежский тракторный выпускал множество товаров народного потребления, и детские игрушки были одними из них. Производство такой продукции было второстепенным — все-таки, завод тракторный — и поэтому покраске уделяли мало внимания. Не очищая чан от остатков, туда заливали краску для игрушек, и на выходе получались грязные и тусклые оттенки. Изменить это было непросто: ни у кого из рабочих не было времени, чтобы тщательно промывать емкости. Останавливать производственный процесс было недопустимо.

Статья в заводской газете «Онежец». Фото: Цифровой архив индустриального наследия Петрозаводска

Столкнуться с системой, отлаженной годами, и попытаться ее изменить Владимиру приходилось после этого еще не раз. Хотя начальство и восприняло появление на предприятии дизайнера с воодушевлением, десятилетиями отстроенная система менялась очень тяжело.

Сотрудничать дизайнеру приходилось с технологическим и конструкторским отделами. Они должны были помогать воплощать задумки Владимира в жизнь, но бывало и так, что специалисты просто не хотели что-то менять. Дизайнеру пришлось научиться переубеждать коллег, чтобы его идея реализовалась.

Одной из главных работ Владимира на ОТЗ всё же стал трактор — снегоходный ТС-1. Подобные тракторы до этого производили за границей, но команда специалистов завода создала свою машину на гусеницах. Придуманной дизайнером «фишкой» нового трактора стали панорамные окна в кабине.

Владимир Зорин и его творение (верхняя модель). Фото: архив Галереи промышленной истории

Из-за огромного количества нестандартных деталей первые тракторы изготавливали полностью вручную. На первых порах случались и провалы — тогда конструкторскую задумку отправляли на доработку.

Владимир признается, что после начала работы на заводе его в некотором смысле постигло разочарование. Сделать что-то на уровне образцов промышленного дизайна, по которым его учили в художественном училище, было практически невозможно — таких совершенных технологий просто не было на советских предприятиях.

Однако за пятилетний срок работы на ОТЗ Владимир заметил произошедшие изменения в отношении промышленной эстетики. Он вспоминает, что в тот период советские заводы наконец начали понимать, что дизайн — важная составляющая любого промышленного товара. Однако из-за перестройки об этом снова надолго забыли: огромное количество предприятий разорилось и закрылось.

Дизайнер признает, что работа на заводе стала для него важным жизненным опытом. Скоростные ритмы производства, умение добиваться своего, глобальное мышление — это он увидел именно там.

Знаменитый комар на территории бывшего ОТЗ — как раз дело рук Владимира. Он рассказывает, что идея арт-объекта пришла к нему после того, как он увидел стоящий бесхозный трактор — именно на таком и работал его отец.

Фото: Александра Ревукова