Скорый Новый год

Турпоезд «В Карелию», Рускеала на паровозной тяге и современные «Орланы» и «Ласточки». Октябрьская железная дорога гордится своими успехами в непростом 2021-м. Именно с поездов начинается знакомство с Карелией для большинства туристов. И на Новый год у железнодорожников уже много новых планов.

Железнодорожный вокзал в Петрозаводске. Фото: Октябрьская железная дорога

Октябрьская железная дорога — одна из крупнейших железных дорог Российской Федерации, имеет эксплуатационную длину — 10 363,9 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн человек. Дорога делится на шесть регионов: Московский, Санкт-Петербург-Витебский, Санкт-Петербургский, Петрозаводский, Мурманский и Волховстроевский. На всех предприятиях на полигоне железной дороги трудятся более 70 тыс. человек.

Уходящий 2021 год прошел под недобрым знаком COVID-19. Но пассажирская и грузовая Карелия — вместе со всей Октябрьской железной дорогой — научилась не только справляться с трудностями, но строить и реализовывать амбициозные планы. Для людей.

Прежде всего, для ОЖД это планомерная работа, обеспечивающая безостановочные пассажирские и грузовые перевозки — при высоком уровне безопасности. Именно поэтому Октябрьская железная дорога сегодня — основа транспортной системы Северо-Западного региона России — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок.

"Орлан" "Лодейное поле-Питкяранта-Сортавала". Фото: Октябрьская железная дорога

«Орлан» «Лодейное поле-Питкяранта-Сортавала». Фото: Октябрьская железная дорога

ПРИЛАДОЖСКИЙ «ОРЛАН»

ОЖД развивает все основные направления экономики Карелии, в том числе, туризм. Так, в 2021 году рельсовый автобус РА 3 «Орлан» в выходные и праздничные дни выполнял поездки по маршруту Петрозаводск — Сортавала. В первый рейс из республиканской столицы в столицу карельского Приладожья «Орлан» отправился 2 января 2021 года, и с тех пор маршрут набирает популярность у пассажиров.

Сейчас «Орланы» летают и по Северному Приладожью. При поддержке регионального правительства с начала июня запущен новый пригородный маршрут по побережью крупнейшего озера Европы: Лодейное Поле — Питкяранта — Сортавала.

Запуску нового маршрута предшествовала большая работа по подготовке необходимой инфраструктуры. Прежде всего, железнодорожники выполнили ремонт и обустроили ретро-платформы сразу на 16 станциях: это Салми, Видлица, Ильинская, Иля-Ууксу, Олонец, Алуслампи, Инема, Нурмойла (150 км), Тулокса, Погранкондуши, Койриноя, Харлу, Янисъярви, Сортавала-Центр, Салми-2, Туукса. А к середине лета 2022 года будут завершены работы на платформах станций Ляскеля, Рюттю, Леппясилта, «Точка на карте», Кааламо, Мегрега, Алалампи.

Отремонтированные ретро-платформы в карельском Приладожье. Инфографика: "Республика"

Отремонтированные ретро-платформы в карельском Приладожье. Инфографика: «Республика»

Расписание движения современных рельсовых автобусов составлено так, чтобы пассажиры при желании могли пересесть на скоростные поезда «Ласточка» и уехать со станции Лодейное Поле в Петрозаводск или Санкт-Петербург.

Всего в 2021 году по маршруту Лодейное Поле — Питкяранта — Сортавала «Орланы» перевезли более 23 тысяч пассажиров. С учетом положительной динамики пассажиропотока на рейсах в Приладожье принято решение о включении курсирования «Орланов» в транспортный заказ на новый 2022 год.

В 2021 году в Карелии поезда ходили по восьми пригородным железнодорожным маршрутам зимой и по девяти летом.

МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ «МЕТЕОР»

Один из самых интересных проектов ОЖД 2021 года — мультимодальный маршрут, объединяющий железнодорожный и водный виды транспорта, до духовной жемчужины Карелии и всего Русского Севера — острова Валаам. Пассажиру достаточно купить билет на любой поезд до Сортавалы, дойти до причала и сесть в «Метеор», который и домчит туриста или паломника до Валаама.

В навигационный период расписание судов на подводных крыльях «Метеор» удобно состыковали с расписанием поездов, прибывающих в Приладожье из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска.

"Метеор" на Валаам. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

«Метеор» на Валаам. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Кстати, специально для этого железнодорожную платформу Сортавала-Центр удлинили, она протянулась с одного на другой берега озера Ляппяярви. Один край платформы примыкает к железнодорожному пути, другая часть огорожена — теперь это верхняя смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на залив озера. С площадки можно спуститься на обновленный пирс.

По популярности мультимодальный маршрут по рельсам и воде лишь немного уступил приладожскому «Орлану»: в уходящем году скоростной «Метеор» перевез более 22 тысяч пассажиров.

И, конечно, железнодорожники по праву гордятся единственным в России ежедневным поездом на паровозной тяге — «Рускеальским экспрессом», который за два года курсирования перевез более 150 тысяч пассажиров.

ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОЕЗДА

Набирают популярность, как вид отдыха, поездки на туристических поездах, когда поезд используется в качестве гостиницы на колесах, а за выходные можно посетить несколько интереснейших мест. Все туристические поезда, курсирующие по Октябрьской железной дороге, отвечают самым последним требованиям, предъявляемым к подвижному составу.

Они отличаются повышенным уровнем комфортности для пассажиров: оснащены системами климат-контроля с обеззараживанием воздуха, энергосберегающим светодиодным освещением, подъемниками для инвалидных колясок, экологическими туалетными комнатами, системами видеонаблюдения.

К примеру, был запущен новый круговой туристический маршрут Москва — Сортавала — горный парк «Рускеала» — Москва. А этой зимой — новый маршрут к карельскому Деду Морозу.

ПОЕЗДОМ ДО ТАЛВИ УККО

Вместе с правительством Карелии железнодорожники стараются развивать разные направления и районы республики. Так, очередным подарком для жителей и туристов стал поезд № 928/927 с говорящим названием «В Карелию». Уникальный маршрут Москва-Петрозаводск-Чална-Сортавала-Рускеала-Выборг-Москва позволит туристам сполна насладиться красотами самых разных городов и поселков.

Так, в Чалне поезд останавливается на пять часов. Туристы могут посетить резиденцию карельского Деда Мороза Талви Укко и его внучки Лумикки, побывать в крупнейшем в России питомнике ездовых собак, а также на оленьей ферме.

Специально для этого сотрудники ОЖД на 198 метров удлинили пассажирскую платформу на станции Чална-Онежская, рядом с которой и располагается вотчина Талви Укко.

ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ

На Октябрьской железной дороге из года в год развивают другое важнейшее направление работы — грузоперевозки. Благодаря принятым решениям, с начала 2021 года грузовые перевозки на ОЖД выросли на 1,1%. Только на железнодорожных станциях Карелии ежегодно отгружают более 25 млн тонн самых разных товаров, что составляет около 20% всей погрузки Октябрьской железной дороги. Основные грузы для ОЖД традиционно лес, железная и марганцевая руда, строительные грузы, продукты бумажной промышленности, контейнерные грузы.

Товарный поезд Октябрьской железной дороги. Фото: ОЖД

Товарный поезд Октябрьской железной дороги. Фото: ОЖД

Но на этом в руководстве ОЖД останавливаться не намерены. В ближайшее годы на развитие железнодорожной инфраструктуры и увеличение пропускных способностей в Карелии железнодорожники планируют вложить порядка 12 млрд рублей. Средства компании направят на развитие участка Мурманск — Волховстрой, прежде всего, на развитие пассажирской инфраструктуры, создание комфортных условий для путешествий.


Поздравление начальника Октябрьской железной дороги Виктора Голомолзина:

«В преддверии Нового года хотел бы поблагодарить коллектив за слаженную работу, которая позволила обеспечить высокое качество перевозок и стремительное развитие отрасли.

Республика Карелия — популярный для путешествий край озер и лесов — и Октябрьская железная дорога продолжит и в новом 2022 году развивать сеть туристических маршрутов, чтобы как можно больше жителей страны смогли увидеть эту уникальную красоту. Впереди новые цели и транспортные задачи, которые нам по плечу!»

ОЖД С Новым Годом! 2022