Октябрьская железная дорога — одна из крупнейших железных дорог Российской Федерации, имеет эксплуатационную длину — 10 363,9 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн человек. Дорога делится на шесть регионов: Московский, Санкт-Петербург-Витебский, Санкт-Петербургский, Петрозаводский, Мурманский и Волховстроевский. На всех предприятиях на полигоне железной дороги трудятся более 70 тыс. человек.
Уходящий 2021 год прошел под недобрым знаком COVID-19. Но пассажирская и грузовая Карелия — вместе со всей Октябрьской железной дорогой — научилась не только справляться с трудностями, но строить и реализовывать амбициозные планы. Для людей.
Прежде всего, для ОЖД это планомерная работа, обеспечивающая безостановочные пассажирские и грузовые перевозки — при высоком уровне безопасности. Именно поэтому Октябрьская железная дорога сегодня — основа транспортной системы Северо-Западного региона России — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок.
ПРИЛАДОЖСКИЙ «ОРЛАН»
ОЖД развивает все основные направления экономики Карелии, в том числе, туризм. Так, в 2021 году рельсовый автобус РА 3 «Орлан» в выходные и праздничные дни выполнял поездки по маршруту Петрозаводск — Сортавала. В первый рейс из республиканской столицы в столицу карельского Приладожья «Орлан» отправился 2 января 2021 года, и с тех пор маршрут набирает популярность у пассажиров.
Сейчас «Орланы» летают и по Северному Приладожью. При поддержке регионального правительства с начала июня запущен новый пригородный маршрут по побережью крупнейшего озера Европы: Лодейное Поле — Питкяранта — Сортавала.
Запуску нового маршрута предшествовала большая работа по подготовке необходимой инфраструктуры. Прежде всего, железнодорожники выполнили ремонт и обустроили ретро-платформы сразу на 16 станциях: это Салми, Видлица, Ильинская, Иля-Ууксу, Олонец, Алуслампи, Инема, Нурмойла (150 км), Тулокса, Погранкондуши, Койриноя, Харлу, Янисъярви, Сортавала-Центр, Салми-2, Туукса. А к середине лета 2022 года будут завершены работы на платформах станций Ляскеля, Рюттю, Леппясилта, «Точка на карте», Кааламо, Мегрега, Алалампи.
Расписание движения современных рельсовых автобусов составлено так, чтобы пассажиры при желании могли пересесть на скоростные поезда «Ласточка» и уехать со станции Лодейное Поле в Петрозаводск или Санкт-Петербург.
Всего в 2021 году по маршруту Лодейное Поле — Питкяранта — Сортавала «Орланы» перевезли более 23 тысяч пассажиров. С учетом положительной динамики пассажиропотока на рейсах в Приладожье принято решение о включении курсирования «Орланов» в транспортный заказ на новый 2022 год.
В 2021 году в Карелии поезда ходили по восьми пригородным железнодорожным маршрутам зимой и по девяти летом.
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ «МЕТЕОР»
Один из самых интересных проектов ОЖД 2021 года — мультимодальный маршрут, объединяющий железнодорожный и водный виды транспорта, до духовной жемчужины Карелии и всего Русского Севера — острова Валаам. Пассажиру достаточно купить билет на любой поезд до Сортавалы, дойти до причала и сесть в «Метеор», который и домчит туриста или паломника до Валаама.
В навигационный период расписание судов на подводных крыльях «Метеор» удобно состыковали с расписанием поездов, прибывающих в Приладожье из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска.
Кстати, специально для этого железнодорожную платформу Сортавала-Центр удлинили, она протянулась с одного на другой берега озера Ляппяярви. Один край платформы примыкает к железнодорожному пути, другая часть огорожена — теперь это верхняя смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на залив озера. С площадки можно спуститься на обновленный пирс.
По популярности мультимодальный маршрут по рельсам и воде лишь немного уступил приладожскому «Орлану»: в уходящем году скоростной «Метеор» перевез более 22 тысяч пассажиров.
И, конечно, железнодорожники по праву гордятся единственным в России ежедневным поездом на паровозной тяге — «Рускеальским экспрессом», который за два года курсирования перевез более 150 тысяч пассажиров.
ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОЕЗДА
Набирают популярность, как вид отдыха, поездки на туристических поездах, когда поезд используется в качестве гостиницы на колесах, а за выходные можно посетить несколько интереснейших мест. Все туристические поезда, курсирующие по Октябрьской железной дороге, отвечают самым последним требованиям, предъявляемым к подвижному составу.
Они отличаются повышенным уровнем комфортности для пассажиров: оснащены системами климат-контроля с обеззараживанием воздуха, энергосберегающим светодиодным освещением, подъемниками для инвалидных колясок, экологическими туалетными комнатами, системами видеонаблюдения.
К примеру, был запущен новый круговой туристический маршрут Москва — Сортавала — горный парк «Рускеала» — Москва. А этой зимой — новый маршрут к карельскому Деду Морозу.
ПОЕЗДОМ ДО ТАЛВИ УККО
Вместе с правительством Карелии железнодорожники стараются развивать разные направления и районы республики. Так, очередным подарком для жителей и туристов стал поезд № 928/927 с говорящим названием «В Карелию». Уникальный маршрут Москва-Петрозаводск-Чална-Сортавала-Рускеала-Выборг-Москва позволит туристам сполна насладиться красотами самых разных городов и поселков.
Так, в Чалне поезд останавливается на пять часов. Туристы могут посетить резиденцию карельского Деда Мороза Талви Укко и его внучки Лумикки, побывать в крупнейшем в России питомнике ездовых собак, а также на оленьей ферме.
Специально для этого сотрудники ОЖД на 198 метров удлинили пассажирскую платформу на станции Чална-Онежская, рядом с которой и располагается вотчина Талви Укко.
ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ
На Октябрьской железной дороге из года в год развивают другое важнейшее направление работы — грузоперевозки. Благодаря принятым решениям, с начала 2021 года грузовые перевозки на ОЖД выросли на 1,1%. Только на железнодорожных станциях Карелии ежегодно отгружают более 25 млн тонн самых разных товаров, что составляет около 20% всей погрузки Октябрьской железной дороги. Основные грузы для ОЖД традиционно лес, железная и марганцевая руда, строительные грузы, продукты бумажной промышленности, контейнерные грузы.
Но на этом в руководстве ОЖД останавливаться не намерены. В ближайшее годы на развитие железнодорожной инфраструктуры и увеличение пропускных способностей в Карелии железнодорожники планируют вложить порядка 12 млрд рублей. Средства компании направят на развитие участка Мурманск — Волховстрой, прежде всего, на развитие пассажирской инфраструктуры, создание комфортных условий для путешествий.
Поздравление начальника Октябрьской железной дороги Виктора Голомолзина:
«В преддверии Нового года хотел бы поблагодарить коллектив за слаженную работу, которая позволила обеспечить высокое качество перевозок и стремительное развитие отрасли.
Республика Карелия — популярный для путешествий край озер и лесов — и Октябрьская железная дорога продолжит и в новом 2022 году развивать сеть туристических маршрутов, чтобы как можно больше жителей страны смогли увидеть эту уникальную красоту. Впереди новые цели и транспортные задачи, которые нам по плечу!»