Октябрьская железная дорога — одна из крупнейших железных дорог Российской Федерации, имеет эксплуатационную длину — 10 363,9 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн человек. Дорога делится на шесть регионов: Московский, Санкт-Петербург-Витебский, Санкт-Петербургский, Петрозаводский, Мурманский и Волховстроевский. На всех предприятиях на полигоне железной дороги трудятся более 70 тыс. человек.
Уходящий 2021 год прошел под недобрым знаком COVID-19. Но пассажирская и грузовая Карелия — вместе со всей Октябрьской железной дорогой — научилась не только справляться с трудностями, но строить и реализовывать амбициозные планы. Для людей.
Прежде всего, для ОЖД это планомерная работа, обеспечивающая безостановочные пассажирские и грузовые перевозки — при высоком уровне безопасности. Именно поэтому Октябрьская железная дорога сегодня — основа транспортной системы Северо-Западного региона России — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок.

«Орлан» «Лодейное поле-Питкяранта-Сортавала». Фото: Октябрьская железная дорога
ПРИЛАДОЖСКИЙ «ОРЛАН»
ОЖД развивает все основные направления экономики Карелии, в том числе, туризм. Так, в 2021 году рельсовый автобус РА 3 «Орлан» в выходные и праздничные дни выполнял поездки по маршруту Петрозаводск — Сортавала. В первый рейс из республиканской столицы в столицу карельского Приладожья «Орлан» отправился 2 января 2021 года, и с тех пор маршрут набирает популярность у пассажиров.
Сейчас «Орланы» летают и по Северному Приладожью. При поддержке регионального правительства с начала июня запущен новый пригородный маршрут по побережью крупнейшего озера Европы: Лодейное Поле — Питкяранта — Сортавала.
Запуску нового маршрута предшествовала большая работа по подготовке необходимой инфраструктуры. Прежде всего, железнодорожники выполнили ремонт и обустроили ретро-платформы сразу на 16 станциях: это Салми, Видлица, Ильинская, Иля-Ууксу, Олонец, Алуслампи, Инема, Нурмойла (150 км), Тулокса, Погранкондуши, Койриноя, Харлу, Янисъярви, Сортавала-Центр, Салми-2, Туукса. А к середине лета 2022 года будут завершены работы на платформах станций Ляскеля, Рюттю, Леппясилта, «Точка на карте», Кааламо, Мегрега, Алалампи.

Отремонтированные ретро-платформы в карельском Приладожье. Инфографика: «Республика»
Расписание движения современных рельсовых автобусов составлено так, чтобы пассажиры при желании могли пересесть на скоростные поезда «Ласточка» и уехать со станции Лодейное Поле в Петрозаводск или Санкт-Петербург.
Всего в 2021 году по маршруту Лодейное Поле — Питкяранта — Сортавала «Орланы» перевезли более 23 тысяч пассажиров. С учетом положительной динамики пассажиропотока на рейсах в Приладожье принято решение о включении курсирования «Орланов» в транспортный заказ на новый 2022 год.
В 2021 году в Карелии поезда ходили по восьми пригородным железнодорожным маршрутам зимой и по девяти летом.
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ «МЕТЕОР»
Один из самых интересных проектов ОЖД 2021 года — мультимодальный маршрут, объединяющий железнодорожный и водный виды транспорта, до духовной жемчужины Карелии и всего Русского Севера — острова Валаам. Пассажиру достаточно купить билет на любой поезд до Сортавалы, дойти до причала и сесть в «Метеор», который и домчит туриста или паломника до Валаама.
В навигационный период расписание судов на подводных крыльях «Метеор» удобно состыковали с расписанием поездов, прибывающих в Приладожье из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска.

«Метеор» на Валаам. Фото: «Республика»/Сергей Юдин
Кстати, специально для этого железнодорожную платформу Сортавала-Центр удлинили, она протянулась с одного на другой берега озера Ляппяярви. Один край платформы примыкает к железнодорожному пути, другая часть огорожена — теперь это верхняя смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на залив озера. С площадки можно спуститься на обновленный пирс.
По популярности мультимодальный маршрут по рельсам и воде лишь немного уступил приладожскому «Орлану»: в уходящем году скоростной «Метеор» перевез более 22 тысяч пассажиров.
И, конечно, железнодорожники по праву гордятся единственным в России ежедневным поездом на паровозной тяге — «Рускеальским экспрессом», который за два года курсирования перевез более 150 тысяч пассажиров.
ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОЕЗДА
Набирают популярность, как вид отдыха, поездки на туристических поездах, когда поезд используется в качестве гостиницы на колесах, а за выходные можно посетить несколько интереснейших мест. Все туристические поезда, курсирующие по Октябрьской железной дороге, отвечают самым последним требованиям, предъявляемым к подвижному составу.
Они отличаются повышенным уровнем комфортности для пассажиров: оснащены системами климат-контроля с обеззараживанием воздуха, энергосберегающим светодиодным освещением, подъемниками для инвалидных колясок, экологическими туалетными комнатами, системами видеонаблюдения.
К примеру, был запущен новый круговой туристический маршрут Москва — Сортавала — горный парк «Рускеала» — Москва. А этой зимой — новый маршрут к карельскому Деду Морозу.
ПОЕЗДОМ ДО ТАЛВИ УККО
Вместе с правительством Карелии железнодорожники стараются развивать разные направления и районы республики. Так, очередным подарком для жителей и туристов стал поезд № 928/927 с говорящим названием «В Карелию». Уникальный маршрут Москва-Петрозаводск-Чална-Сортавала-Рускеала-Выборг-Москва позволит туристам сполна насладиться красотами самых разных городов и поселков.
Так, в Чалне поезд останавливается на пять часов. Туристы могут посетить резиденцию карельского Деда Мороза Талви Укко и его внучки Лумикки, побывать в крупнейшем в России питомнике ездовых собак, а также на оленьей ферме.
Специально для этого сотрудники ОЖД на 198 метров удлинили пассажирскую платформу на станции Чална-Онежская, рядом с которой и располагается вотчина Талви Укко.
ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ
На Октябрьской железной дороге из года в год развивают другое важнейшее направление работы — грузоперевозки. Благодаря принятым решениям, с начала 2021 года грузовые перевозки на ОЖД выросли на 1,1%. Только на железнодорожных станциях Карелии ежегодно отгружают более 25 млн тонн самых разных товаров, что составляет около 20% всей погрузки Октябрьской железной дороги. Основные грузы для ОЖД традиционно лес, железная и марганцевая руда, строительные грузы, продукты бумажной промышленности, контейнерные грузы.

Товарный поезд Октябрьской железной дороги. Фото: ОЖД
Но на этом в руководстве ОЖД останавливаться не намерены. В ближайшее годы на развитие железнодорожной инфраструктуры и увеличение пропускных способностей в Карелии железнодорожники планируют вложить порядка 12 млрд рублей. Средства компании направят на развитие участка Мурманск — Волховстрой, прежде всего, на развитие пассажирской инфраструктуры, создание комфортных условий для путешествий.
Поздравление начальника Октябрьской железной дороги Виктора Голомолзина:
«В преддверии Нового года хотел бы поблагодарить коллектив за слаженную работу, которая позволила обеспечить высокое качество перевозок и стремительное развитие отрасли.
Республика Карелия — популярный для путешествий край озер и лесов — и Октябрьская железная дорога продолжит и в новом 2022 году развивать сеть туристических маршрутов, чтобы как можно больше жителей страны смогли увидеть эту уникальную красоту. Впереди новые цели и транспортные задачи, которые нам по плечу!»