Синим по белому. История гжельского фарфора

Гжельскую роспись узнать нетрудно: белый фарфор-основа, синие узоры, характерные цветы-розы. Но каждое ли такое изделие настоящая гжель? Совсем не обязательно.

Как и любой популярный бренд, гжельский фарфор часто копируют. За качество такой продукции сложно поручиться. Есть секрет, который поможет отличить подделку от оригинала. 

Знак качества завода

Гжельский фарфоровый завод ведет свою историю с 1818 года. В селе Ново-Харитоново основал его местный удельный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов. Деловая хватка и производство керамических изделий существенно отличались от остальных кустарных артелей, что позволило расширить производство и за пределы гжельского региона, состоящего из 27 соседних деревень. Позже в таком стиле  стали выпускать не только посуду, но и шкатулки, игрушки, вазы и не дорогие фарфоровые сервизы для массового производства. 

Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

CyRQf8DCJF4

В 1914 году открылась Гжельская керамическая школа. На ее базе в наши дни создали Гжельский художественно-промышленный колледж, где можно научится тонкостям производства «исторической посуды». На завод выпускники приходят мастерами. На предприятии когда-то целые семьи из поколения в поколение расписывали гжельские узоры, также происходит и в наше время. 

Годом ранее, в 1913 году, в честь 100-летия победы над Наполеоном на деньги Ивана Кузнецова была построена церковь св. Георгия. Образ этого храма — клеймо-именник завода, гарантирующий знак качества посуды и ее подлинность. 

Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Роспись

Второй важный момент — качество росписи. Кобальт — особая керамическая краска. Изначально она черная как сажа. Синей краска становится после обжига. Гжельские мастера учитывают более 20 оттенков этого цвета. Фирменные цвета и подоттенки — синий, голубой, васильковый. Главный секрет гжельской росписи — это мазки: правильное соотношение белого и синего и важный факт, что каждый последующий мазок должен отличаться от предыдущего. На сегодня существует три вида гжельского рисунка: 

— растительная роспись (цветы, ягоды, веточки),

Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

— орнаментальная роспись (гжельские сетки, капельки, жемчужинки),

Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

— сюжетная (природа, времена года, озера, леса).

Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Но, как известно, самой первой и любимой гжельскими мастерами является традиционная роспись — роза, прозванная Агашкой, так как среди художниц-крестьянок было много девиц с именем Агафья. С тех пор так и повелось — именовать традиционные розы гжель Агашкой. 

Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Под каждым изделием, будь то чайная ложечка или настольный светильник, обязательно автор, который расписывал данное изделие, оставляет свою фамилию и инициалы рядом с клеймом завода. 

Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Сейчас АО «Гжельский фарфоровый завод» — крупнейшее предприятие  по выпуску фарфора с признанной художественной ценностью  под маркой «Гжель 1818». Сама роспись, как и 200 лет назад, наносится вручную. 

Таким образом, гжельский фарфор — это история, которую мы можем с вами не только прочитать в книгах, увидеть в музее или на фотографиях прошлого, но и ощутить тактильно, почувствовать, рассматривая ее, что она выглядит такой же, какой ее создали и увидели Яков и Иван Кузнецовы. 

Воочию посмотреть на эти произведения искусства гжельских мастеров можно в «Гранд салоне» на ул. Кирова, 2, «Карелия Маркет», 1-й этаж. Сюда продукция поставляется напрямую с завода.