Российские компании готовы к IT-вызовам

Старший вице-президент по информационным технологиям крупнейшего российского провайдера Кирилл Меньшов рассказал о том, как события 2022 года повлияли на информационное пространство России и какие технологические тренды будут актуальны в ближайшем будущем.

Кирилл Меньшов. Фото: Ростелеком

Топ-менеджер Ростелекома подчеркнул, что в минувшем году началась новая веха, а может быть, даже эпоха, которая внесла глобальные перемены в стратегическое планирование развития IT-отрасли в России. Кирилл Меньшов отметил, что успешно продолжать работу российским компаниям помогла подготовка к различным негативным исходам событий, и обозначил четыре ключевых вызова, с которыми сталкивается российский бизнес.

Нападение и защита

Презентация: Ростелеком

Докладчик заметил, что в 2022 году Россия столкнулась с серьезным ограничением технологического экспорта и инноваций, и этот тренд определит развитие IT-сферы на ближайшие годы. Таким образом, импортонезависимость становится одной из важнейших задач развития отрасли.

Необходимо постепенно замещать российскими аналогами действующие на отечественном рынке западные решения, так как их дальнейшее развитие невозможно.
В свою очередь, создание российских IT-решений на замену зарубежным, старт новых проектов увеличивают потребность в квалифицированных кадрах. Между тем сейчас количество IT-специалистов в России уменьшилось.

«Часть этих специалистов покинула Россию, тем самым еще больше обнажив проблематику недостаточности IT-ресурсов в России», — подчеркнул спикер.

По мнению вице-президента, одним из способов решения проблемы является увеличение выпуска молодых IT-специалистов с развитием стимулов для их дальнейшего профессионального роста.

Решение этих задач потребует увеличения финансовых расходов.

«Новые задачи требуют дополнительных бюджетов. Это очень серьезный вызов для компаний. Другим осложняющим фактором является повышенный спрос на отечественное ПО. Сейчас рост спроса ведет к повышению стоимости отечественных IT-услуг. С точки зрения оборудования, происходит похожая ситуация. Расходы будут расти у всех», — акцентировал Кирилл Меньшов.

Докладчик отметил возросшее значение информационной безопасности. В 2022 году случилось большое количество DDoS-атак на ряд российских компаний. По словам топ-менеджера «Ростелекома», утечки и инциденты были, но отечественные компании хорошо к этому подготовились. Тем не менее успокаиваться рано.

Приоритетными для Ростелекома в 2023 году станут пять направлений развития.

ИИ подкрался, где мы не ждали

Презентация: Ростелеком

Человечество всячески старается облегчить себе жизнь, а значит, увеличение числа и развитие новых умных устройств для решения бытовых и производственных задач неизбежно.

Системы «Умный дом» — интегрированный цифровой сервис, который включает облачное видеонаблюдение, датчики безопасности и устройства для дистанционного управления домашним хозяйством; «Умный регион» — концепция инновационного развития российских городов и регионов на основе внедрения технологий, способных ускорить экономическое развитие территорий и повысить качество жизни россиян, — будут постоянно развиваться и совершенствоваться.

«Всё вокруг нас рано или поздно будет подключено к интернету. Но это процесс, растянутый во времени, займет 10-15 лет», — отметил Кирилл Меньшов.

Искусственный интеллект — это использование современных интеллектуальных технологий в производственной и повседневной жизни. В частности, по данным статистики, цифровой сервис для автоматизации справочных служб и горячих линий «Голосовой помощник», разработанный в Ростелекоме, обеспечивает решение до 80% обращений на горячие линии контакт-центров и в специализированные справочные службы без подключения оператора.

Однако подобными голосовыми роботами, которыми пользуются различные компании, в основном общение с ИИ и ограничивается. Желающих общаться с интеллектуальными машинами мало. Зато ИИ научился хорошо управлять людьми.

«Это очевидно, даже если посмотреть, сколько сейчас людей в России, по сути, управляются машинами: водители «Яндекс.Такси» ведь не получают заказы от руководителя. Монтажники Ростелекома узнают, куда им идти и какие выполнить задачи, из приложения. Все вы пользуетесь сервисами доставки — ни один живой человек не дает поручения курьерам, куда что везти. Это всё делает искусственный интеллект — он не работает вместо человека, он им управляет, т. е. подкрался там, где мы его не ждали», — подчеркнул вице-президент компании.

Что касается «Эры данных», уже понятно, что сегодня информации поступает настолько много, что ни одно облачное хранилище не может их хранить и тем более структурировать. Наступает время отраслевых, специализированных хранилищ информации.

Цифровой паспорт и не только

Презентация: Ростелеком

Презентация: Ростелеком

В части IT-кадров и информационной безопасности перед государством большей частью стоит продолжение решения задач минувшего года.

Ростелеком активно работает и в этом направлении. Так, в минувшем году «РТК-Солар», системообразующая компания в области кибербезопасности, объявила о запуске крупнейшей в отрасли инвестиционной программы, которая нацелена на все регионы Российской Федерации. Стратегические инвестиции «РТК-Солар» превысят 20 млрд рублей с горизонтом до 2025 года и будут направлены на развитие технологий кибербезопасности.

«В перспективе на портале госуслуг может появиться QR-код, который станет полноценной заменой паспорта. Со временем будет реализован проект цифрового паспорта гражданина», — убежден Кирилл Меньшов.

Тренды государственного управления, которые могут повлиять на технологии и мировые тренды 2023 года, представлены на следующих слайдах.

Презентация: Ростелеком

Презентация: Ростелеком

Завершая выступление, Кирилл Меньшов отметил, что IT-сфера должна полностью перейти на отечественные продукты, благодаря которым можно значительно и качественно ускорить развитие отрасли в России.

«А с чем мы по итогу придем к концу 2023 года в IT-сфере — покажет только время», — резюмировал вице-президент «Ростелекома».