Хрупкое ремесло

Из глины можно сделать все, уверен олонецкий гончар Роман Леонтьев. А вот зарабатывать народным промыслом в Карелии пока не удается. В чем же заключаются прелести и трудности гончарного дела?

Роман Леонтьев. Фото из личного архива

Роман Леонтьев. Фото из личного архива

По профессии Роман Леонтьев — учитель. Он преподает гончарное дело в Детской художественной школе Олонца. Керамика для него значит больше, чем искусство делать сувениры, она — источник традиционного ремесла и способ сохранения национальной культуры.

— Еще в университете я увлекся керамикой, мне нравилось это дело. Особенно я люблю экспериментировать с новыми технологиями. Есть много технических моментов в глазури, обжиге, — рассказал мастер.

На вопрос о любимом этапе создания керамического изделия Роман, не задумываясь, ответил: приготовление на гончарном круге.

 

В своем творчестве Роман следует пожеланиям людей, старается делать то, что им пригодится. Популярностью пользуются как классические тарелки, чашки и кувшины, так и необычные предметы.

— Например, рукомойник двухносиковый — по-карельски Kazasti — я его делаю, и он все время хорошо идет, свою популярность снискал. Еще я делал урны для праха домашних животных. Такой заказ был из Петрозаводска, — пояснил мастер.

Все, что нужно в быту, можно сделать на гончарном круге, уверен Роман.

— Верите ли вы, что первые люди — Адам и Ева — были сделаны из глины?

— Нет, конечно, ну что вы глупости говорите, — ответил Роман и задумался. — Ну есть всякие варианты, я не знаю. Я как человек верующий верю, что мы божественные создания. Но глина или что-то там еще… хотя можно и так сказать.

Техника

Любимые способы декорирования керамики — чернение молоком и покрытие майоликовыми глазурями. Чернение молоком известно с давних пор, оно придает изделию древний облик, считает Роман Леонтьев.

— Лепится изделие из глины, поливается молоком — и в печь. Там оно обжигается при 300 градусах и становится черного цвета. В этом есть определенная антуражность, близкая местным жителям. Почему чернение молоком находит такой большой отклик? Потому что оно какими-то глубинными жилками с человеческой душой ассоциируется, и получается такой эффект — желание иметь эту вещь, — рассказал гончар.

Майоликовая глазурь делает предметы красочными и блестящими. Но этот импортозависимый продукт сейчас резко подскочил в цене и использовать его стало невыгодно.

Источники вдохновения

Живых источников гончарного ремесла в Карелии не сохранилось. Роман научился тонкостям мастерства у вятских мастеров в деревне Алеховщина. Карельские же гончарные традиции почти неизвестны.

— Сохранились крупные объекты керамики, но нет ни кружек, ни чашек, ни крышек к посуде. Вот особенно крышек! А так да, я использую какие-то памятники как образец. С музеем «Кижи» у меня был интересный проект. Они давали свои этнографические копии, а я делал по ним свою посуду. Это было полное копирование. Но в основном я вношу свое и пытаюсь транслировать определенный этнический опыт.

Имитация древности. Эффектно! Фото из личного архива Романа Леонтьева

Имитация древности. Эффектно! Фото из личного архива Романа Леонтьева

Я карел и всегда горжусь своим народом, поэтому каждое донышко подписываю по-карельски. Если взять любое мое изделие и перевернуть, то можно прочитать мои инициалы «LR», год создания и Aunus — это Олонец по-карельски, — поделился Роман.

Олонецкий мастер воспитывает подмастерьев. Ими становятся его ученики, которые активно интересуется керамикой.

— Подмастерьям я даю глину поинтереснее, глазури поинтереснее, одного даже возил с собой на заготовку глины, — поделился Роман. — Я не могу сказать, что с первого класса детей примечаю, но во втором-третьем классе смотрю — появляется подмастерье. Они бесплатно занимаются, и хоть ненадолго, но я отвлекаю их от компьютера. Это хобби и ремесло. Я всегда говорю, что в нашем районе туристическом ремесло вам всегда поможет.

Керамика как бизнес

Казалось бы, гончарное дело в туристической Карелии может стать прибыльным бизнесом. Роман Леонтьев утверждает, что пока в России заработать народными промыслами нельзя, и вообще, что никаких предприятий в этом деле быть не должно.

— Как только появится предприятие, уйдет ремесло. Мне кажется, что у бизнеса нет человеческого лица и здесь невозможно сохранение традиций, — подчеркнул Роман.

Восприятие керамики в России отличается от европейского, рассказал нам олонецкий мастер. Из-за исторических потрясений, которые произошли в нашей стране, ремесло из актуального и необходимого, из функции утвари переместилось в разряд декоративно-прикладного искусства. Для сравнения: в Швеции гончарная вещь не является сувениром или предметом искусства. Она носит абсолютно утилитарное значение, пришел-купил-пользуешься. Она дороже, зато всегда актуальна.

— Я сейчас стараюсь делать гончарную керамику массовым продуктом. Ну, как массовым — от 10 до 20 штук в партии. Это ремесло должно позиционироваться как кухонная утварь, как изделия, которые можно и нужно использовать в быту, — убедительно пояснил Роман. — Это не национальное позиционирование этого ремесла. Это позиционирование национальной культуры: как одежда, язык, песни, танцы. Мы же не можем сказать, что у нас сувенирные танцы или декоративный язык. Поэтому я считаю, что декоративно-прикладное искусство тоже может быть с большим значением прикладным, нежели декоративным.

 

Глиняная посуда не должна, да и не сможет никогда конкурировать с керамикой, которая делается на заводе. Это совершенно другая технология. Я бы даже сказал, что у этой посуды другое предназначение. Посуда, которая делается вручную на гончарном круге, — это как естественный ход вещей.