Забытые герои

"В Первой мировой войне участвовали тысячи и тысячи жителей Карелии. И о них забыли. Как будто их и не было. Но, несмотря на почти неофициальный статус этой войны в российской истории, память о ней хранит народ".

Карельский краевед, историк и журналист Юрий Шлейкин, организовавший в Петрозаводске выставку «За Веру, Царя и Отечество!», считает, что трагедию и подвиги русского народа в Первой мировой войне незаслуженно забыли.

— Первая мировая война переросла в революцию, потом в гражданскую войну. И поэтому ее участники, ее герои и события оказались или совершенно забыты, или значение их преуменьшили. Единственное, что подчеркивали советские историки – это несколько крупных эпизодов войны, например, Брусиловский прорыв. Наши карельские историки и краеведы, в общем-то, совершенно не изучали эту тему. И мне с моим коллегой Дмитрием Мошкиным хотелось эту несправедливость хоть сколько-нибудь преуменьшить. В войне участвовали тысячи и тысячи жителей Карелии. И о них забыли. Как будто их и не было.

Несмотря на почти неофициальный статус этой войны в российской истории, память о ней хранит народ. Подавляющим большинством биографий наших земляков, героев Первой мировой, поделились их родственники. Среди этих рассказов есть абсолютно уникальные. Вот, например, кавалеры ордена святого Георгия четвертой степени братья Николай и Михаил Гурьевы. Первый был профессиональным офицером, командиром пехотного батальона. Погиб в декабре 1914 года. Его биографию из небытия вернула родственница, педагог и бывший директор 10-й школы Галина Александровна Андерсон.

У Николая был брат Михаил. Он попал в плен к немцам и оказался в 1916 году в одной крепости вместе с французскими офицерами. Так вот, вместе с ним – это выяснила Галина Александровна – находился будущий маршал Советского Союза Михаил Тухачевский. А в одной комнате с Тухачевским жил некоторое время капитан Шарль де Голль – будущий президент Франции!

Воевали в Первой мировой и Василий Александрович Баранов, имя которого сейчас носит Республиканская больница, и будущий директор карельского краеведческого музея Федор Миронов, и командовавший Карельским фронтом уже в Великую Отечественную генерал Фролов.

Или, к примеру, Иван Рыбаков, крестьянин из Заонежья, оказался в русском экспедиционном корпусе. Он воевал во Франции, во время войны туда послали четыре пехотные бригады, каждая примерно по 10 тысяч человек. Эти бригады русского корпуса хорошо себя показали, все это отмечали – и французы, и немцы. Потом, после революции, многие воины этого корпуса оказались брошены на произвол судьбы. Иван Рыбаков попал во Французский иностранный легион и даже какое-то время воевал в Африке как наемник.

Наконец, Александровский завод, позже переименованный в Онежский тракторный, поставлял на фронт тысячи артиллерийских ядер, а достроенная в 1916 году Мурманская железная дорога стала важнейшей артерией для подвоза живой силы и боеприпасов. Но все эти факты сейчас знают и помнят только специалисты.