«Я все сказал как КВНщик»

«В какой-то момент оказалось, что в нашей стране из молодых, кроме КВНщиков, никто юмор придумывать не может. А все потому, что они обладают самым быстрым мозгом и быстро адаптируются к разным ситуациям. Но самое главное – у КВНщиков есть желание это делать. Соответственно очень много ребят из клуба ушли в телевидение. Это не означает, что у всех получается. Удачных примеров наберется на один процент».

В рамках форума активных граждан «Сообщество» Петрозаводск стал местом встречи множества экспертов из разных областей. Один из них – Сангаджи Тарбаев, член Общественной палаты России, отвечающий за поддержку молодежных инициатив. Многим он известен как капитан команды РУДН, выигравшей чемпионский титул Высшей лиги КВН в 2006 году. Сангаджи Тарбаев считает, что хороший юмор в нашей стране еще мало востребован массовым зрителем, и не намерен возвращаться на экран.

Вызов принят

— Решение вступить в Общественную палату был отчасти неосознанным. Я участвовал в выборах с полным ощущением того, что это некое приключение. Меня попросили баллотироваться от Республики Калмыкия, от фонда «Признание». Но даже в Калмыкии никто не верил, что у меня получится победить в интернет-голосовании, которое шло по всей России. Важен был просто факт участия республики в федеральных проектах. А потом я понял, что люди очень активно голосуют, и начал погружаться в то, чем является Общественная палата. Изучал, чем она занимается, что делает. К концу голосования я уже понимал, что есть эта организация, и, выиграв, решил не отступать, раз судьба дает такой шанс.

О молодежной политике

— Понятия «молодежная политика» в нашей стране не существует. Оно только формируется. Долгое время молодежь у нас была бесхозной, к сожалению. Это девяностые и 2013 — 2014 годы включительно. В России сама основа государственной молодежной политики появилась только в прошлом году. Хотя до этого попыток было несколько. Но все равно развитие внутренней политики в отношении молодежи было бессистемно. А значит, говорить о каком-то четком пути в этом направлении не приходится. Соответственно мы видим результат. У нас сегодня большое количество алко- и наркозависимых. И самая большая проблема, которая ожидает нас в ближайшее время, – это снижение численности молодежи. Сегодня в России 30 миллионов молодых людей, а в 2025 году будет всего лишь 20 миллионов. Имея на руках такие неутешительные цифры, нужно задуматься, что делать сегодня. Тем более учитывая, что из 30 миллионов, по статистике, 8 миллионов – это те, кто употребляет наркотики.

С теми, кому сейчас 25 или ближе к 30, мы уже, к сожалению, ничего не успеем сделать. Сейчас важно акцентировать внимание на детях. Чтобы те малыши, которым сейчас по 5 — 6 лет, росли в другом мироощущении. Вы посмотрите, сколько у нас детских спортплощадок. Их же катастрофически мало. А стадионы есть даже не в каждом российском городе. Бюджет любого региона, как правило, не позволяет развивать дополнительную инфраструктуру. Сегодня регионам приходится соответственно расставлять приоритеты между накормить, одеть и воспитать. Выбор, конечно, падает на первое.

Сангаджи Тарбаев

Сангаджи Тарбаев. Фото: Виталий Голубев

Быть самим собой

— Возможно, кому-то, кто со мной общается, образ КВНщика мешает. Думаю, у людей, безусловно, есть определенные стереотипы, связанные с этим. Но я не стремлюсь их разрушать. Я всегда был тем, кем являюсь сейчас. Возможно, в представлении некоторых людей я какой-то другой человек. Но те, кто знает меня по КВН, наверное, не видят сейчас больших изменений. А если говорить, насколько серьезно меня воспринимают, то с этим существуют определенные проблемы. Но когда за моим именем будет несколько правильных эффективных дел, связанных с общественной деятельностью, думаю, многое изменится.

— Я свое время на сцене уже провел. Максимально, сколько хотел. Получил от этого удовольствие, добился целей, которые ставил в КВН, и по большому счету все сказал как КВНщик. А вот как человеку, который в новом статусе пытается сделать что-то хорошее для нашей страны, мне еще работать и работать.

КВН уже не тот

— В какой-то момент оказалось, что в нашей стране из молодых, кроме КВНщиков, никто юмор придумывать не может. Раньше у нас были школы, где воспитывались сценаристы, проходили капустники. Но вдруг все поняли, что основной ресурс телевизионного производства находится в КВН. А все потому, что КВНщики обладают самым быстрым мозгом и быстро адаптируются к разным ситуациям. Но самое главное – у них есть желание это делать. Соответственно очень много ребят из клуба ушли в телевидение. Это не означает, что у всех получается. Удачных примеров наберется на один процент.

— Учитывая, настолько яркие проекты делают КВНщики, есть ощущение, что вокруг сплошной КВН. Но из-за массовости теряется качество, и прежде всего самого Клуба веселых и находчивых. Раньше там были сконцентрированы все лучшие силы. Команды, закончившие играть, все равно оставались в клубе, помогали более молодым командам, обучали, выступали авторами. Сегодня команда не остается, а идет дальше и пытается достичь новых высот. Молодые КВНщики, конечно, уступают. У них меньше практики, меньше времени играть в КВН, плюс большая конкуренция в виде того же Comedy Club, проектов на СТС и ТНТ. У молодого человека сегодня есть выбор, что посмотреть: КВН или другую юмористическую передачу. А когда есть выбор, побеждает качество.

— КВН — это большое движение, оно традиционное, студенческое. Вряд ли оно может быть уничтожено. В худшем случае КВН будет существовать внутри вузов, но не на телевидении. В лучшем — появятся какие-то самородки-команды, и компания Александра Васильевича сможет как можно дольше сохранять вокруг себя определенную плеяду КВНщиков. Правила игры изменились. На КВН никто никогда не зарабатывал, в Comedy Club такая возможность есть. Безусловно, если КВН перейдет на какую-то систему оплаты или поощрения, то, возможно, народ захочет оставаться в клубе.

Беседовала Анна Щербухина