Я устал, я ухожу…

«Подростки жалуются на физическое и психологическое насилие, говорят о том, что в семье бьют, издеваются, унижают. С такими обращениями приходят и из так называемых благополучных семей, где деспотичные родители требуют безоговорочного подчинения, а если что не так, в ход идет ремень. Из таких семей в том числе и убегают».

Нынешней весной один петрозаводский малыш поднял на уши всю местную полицию. Апрельским утром 5-летний ребенок, проживающий с родственниками на улице Хейкконена, потихонечку собрался и вышел на самостоятельную прогулку. Когда мальчика хватились родные, он был уже далеко.

Пока велись поиски, юный путешественник умудрился прошагать от Древлянки до окраины Ключевой, преодолев по пути как минимум три сложные дорожные развязки и около 10 километров оживленных городских магистралей. В итоге ребенок нашелся через 7 часов на улице Кемской – прохожая обратила внимание на гуляющего без присмотра малыша. Вызванные полицейские вернули излишне самостоятельного паренька домой. Его «большое приключение», к счастью, завершилось благополучно.

Насколько часто в республике исчезают и теряются представители подрастающего поколения 25 мая – в Международный день пропавших детей – рассказала председатель правления Карельского союза защиты детей Надежда Павлова.

– У нас в республике очень редки случаи именно пропажи детей. В последнее время в этом отношении Карелия – благополучный регион. Но проблемы, конечно, есть. В процессе работы мы сталкиваемся в основном со сбежавшими детьми. Детдомовские бегут, и это вполне естественно, честно говоря. Потому что они стремятся к своим родным, близким, друзьям. Потому что детский дом сегодняшний может накормить, одеть, но ребенку этого мало. Ребенку нужна любовь, нужны ласка, внимание персональное не ко всем, а к нему лично.

Домашние дети тоже убегают. У нас есть такая программа «Детский адвокат», которая действует с первых месяцев работы нашей организации, созданной в 1994 году. В общественную приемную «Детского адвоката» обращаются подростки, жалуются на физическое и психологическое насилие, говорят о том, что в семье бьют, издеваются, унижают. С такими обращениями приходят и из так называемых благополучных семей, где деспотичные родители требуют безоговорочного подчинения, а если что не так, в ход идет ремень. Из таких семей в том числе и убегают. И проблемы эти разрешаются очень сложно. Мы встречаемся с родственниками, пытаемся обсуждать ситуацию, но, как правило, это редко очень получается. А когда дело доходит до полиции, подростки под давлением родителей отказываются от своих заявлений.

Вот если бы у нас была нормально налажена социальная система!.. Всяких социальных служб достаточно, нужно просто немного иначе организовать работу. Ввести, например, институт участковых социальных работников, чтобы в каждом районе города был свой, как участковый полицейский. Работать бы им стоило в тесном контакте с детскими поликлиниками, потому что детские и родительские беды чаще всего выявляются у врача.

Для справки: По информации карельского МВД, в 2014 году в республике объявляли розыск 81 ребенка в возрасте до 14 лет. Все малолетние «потеряшки» были найдены. Многие из них пропадали по причине бьющей через край самостоятельности, стремления побольше погулять и потому что «задали слишком много уроков». Подростков от 14 до 18 лет с начала года полиция разыскивала 43 раза. Сегодня среди пропавших числится только 15-летняя петрозаводчанка, ранее неоднократно уходившая из дома. В правоохранительных органах рассчитывают, что и в этот раз смогут найти девушку и вернуть в семью.

Записала Майя Гераськина