«Выборы не улучшают ситуацию в муниципалитетах»

«Именно финансовое обеспечение муниципалитетов – тема, которая должна быть актуальна, обсуждение которой необходимо. Почему об этом не вспоминаем, а все обсуждение свелось только к теме выборов? Выборы не улучшают ситуацию в муниципалитетах, отвлекая лишь дополнительные финансовые ресурсы на их проведение».

Бывший заместитель председателя Госкомитета РК по вопросам развития местного самоуправления Татьяна Шарипова — об очередной реформе местного самоуправления в Карелии.

— Конечно, реформы как таковой фактически не будет: остаются действующими  основные положения Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако субъектам РФ делегировано право законодательно закрепить принципы формирования муниципальной власти, предусмотренные вышеназванным федеральным законом.

У нас в республике особо жаркая дискуссия разгорелась вокруг районного уровня власти: прямые всенародные выборы депутатов или формирование райсовета путем представительства  от поселений.  Учитывая, что с органами местного самоуправления связана основная часть моей трудовой деятельности, считаю возможным высказать свои соображения по указанному вопросу (была депутатом сельского совета, с 1988 года работала в Прионежской мэрии, начинала специалистом 1-й категории райплана, дошла до председателя райплана,  позже возглавляла комитет по управлению муниципальным имуществом, в 2002 году была избрана главой Прионежского муниципального района на прямых всенародных выборах, с 2006 по 2011 год являлась заместителем председателя Госкомитета РК по вопросам развития местного самоуправления, именно в этот период шла реформа местного самоуправления, появился поселенческий уровень муниципальной власти, и как это проходило – не тема сегодняшнего разговора).

Скажу сразу:  являюсь постоянным приверженцем формирования представительного органа муниципального района путем делегирования от  поселений. Объясню, почему.

1. Думаю, никто не станет спорить, что центры муниципальных районов (городские поселения) живут все-таки получше, чем прочие поселения данного района. Эти же городские поселения и более многочисленны, чем остальные поселения, следовательн, и депутатов в райсовете от них будет больше, а если учесть, что и избранные от сельских поселений депутаты зачастую являются жителями центров муниципальных районов, то  преимущественная численность в райсовете этих депутатов  становится очевидной. То есть к уже имеющимся преимуществам проживания в центрах муниципальных районов добавляется возможность определенных преференций  при принятии решений представительным органом района. В случае формирования райсовета путем представительства от поселений все жители муниципального района имеют равное количество своих представителей в этом органе муниципальной власти.

2. Выборы. Сторонники этого способа формирования районного Совета сетуют на то, что народ лишают права избрать достойных людей, тех, кому они доверяют, кого они уважают и хорошо знают и т. д. Примеры: в 2005 году в Прионежском районе проходили выборы главы муниципального района, одним из кандидатов на которых была я (мой послужной список изложен выше). Избрали Поценковского Андрея Владимировича, до этого времени в районе неизвестного,  не имеющего представления о местном самоуправлении. Выборы в Петрозаводске в 2013 году. Избрали Ширшину Галину Игоревну. Кто ее знал, в чем она была авторитетна для жителей города? Только сразу предупреждаю: я не оцениваю деятельность указанных лиц  на своем посту после их избрания, мы сейчас ведем речь именно о факте избрания (известные, авторитетные, опытные и проч.).

Можно ли назвать депутата или главу муниципального образования всенародно избранным, если за него проголосовало 60% от 30% пришедших на выборы?

Не открою большого секрета, если скажу, что оба этих кандидата проведены в главы муниципальных образований Василием Анатольевичем Поповым. О его стратегии говорить не буду, но при чем же здесь весь народ? И кто сказал, что нет  в республике еще таких «выборных стратегов»? То есть выборы сегодня зачастую – конкурс политтехнологов, а не объективное мнение населения. И если сторонники выборов считают, что народ хочет именно выбирать, то почему явка то на выборы —  где-то в районе 30%? И можно ли назвать депутата или главу муниципального образования всенародно избранным, если за него проголосовало 60% от 30% пришедших на выборы? И что более важно для населения: утверждение «зато это мы его выбрали» или решение реальных вопросов жизнеобеспечения?

Зависят ли финансовые нормативы на обеспечение полномочий муниципалитетов  от того, как сформирована муниципальная власть? Конечно, нет. Вот именно финансовое обеспечение муниципалитетов – тема, которая должна быть актуальна, обсуждение которой необходимо, тем более что закон, в связи с которым возникла дискуссия, затрагивает и тему полномочий органов местного самоуправления. Почему об этом не вспоминаем, а все обсуждение свелось только к теме выборов?  Возникает вопрос к депутатам Законодательного собрания РК, отстаивающим идею выборности: не  является ли это пиар ходом? Мол, мы вам отстояли выборы, а вы нас снова изберите депутатами ЗС? Или при принятии решения о выборности органов местного самоуправления те, кто за это ратуют, сдадут свои мандаты депутатов Законодательного собрания, пойдут на инициированные ими выборы и решат проблемы населения? Так ведь, наверное,  было бы честнее.

Думаю, что и выбранные главы и депутаты без решения финансового наполнения местных бюджетов вскоре не  станут так уж любы населению.  Так стоит ли тратить деньги на проведение выборов из тощих местных бюджетов, если толку то от этого – ноль?

И еще один момент: до введения ФЗ-131 мы выбирали депутатов и глав только районного уровня (на уровне поселений были лишь администрации – представители исполнительной власти района), а в настоящее время население выбирает депутатов и глав своих поселений, то есть об устранении населения от процесса выборов речи не идет.

Выборы не улучшают ситуацию в муниципалитетах, отвлекая лишь дополнительные финансовые ресурсы на их проведение.

Итак, в сложившейся в настоящее время практике проведения выборов (влияние подкупов избирателей, административное давление и  проч.), а также в ситуации низкой явки избирателей, недостаточного финансового обеспечения органов местного самоуправления, выборы необъективны, не несут ожидаемого от их проведения эффекта, не улучшают ситуацию в муниципалитетах, отвлекая лишь дополнительные финансовые ресурсы на их проведение.

В случае формирования представительного органа района из глав и депутатов поселений возникает и второй вопрос — о главах администраций муниципальных районов, так как главы администраций в такой ситуации назначаются по конкурсу. Положительным в этом считаю то, что при этом выдвигаются квалификационные  требования, требования по уровню образования и  опыту работы  (при проведении выборов этого нет). Заблуждением является утверждение, что этих глав администрации назначает правительство (хотя для слаженной и взаимоответственной работы это было бы и неплохо). Решение по итогам проведения конкурса принимает представительный орган района, он же играет главную роль в принятии нормативных правовых актов по процедуре проведения конкурса и составу конкурсной комиссии. В члены комиссии включаются и представители республиканской законодательной и исполнительной власти  (что закономерно, так как исполнение отдельных государственных полномочий с республиканского уровня передается именно на уровень муниципальных районов).

Для скептиков, подумавших сейчас: «Знаем мы, как это происходит», хочу напомнить: когда в Прионежском районе «правило» «Яблоко», главой администрации был их кандидат, когда в Костомукшу пришла «Справедливая Россия», главой администрации стал «справедливорос». Следовательно, на должность главы администрации кандидатов назначают все-таки районные (городские) депутаты, а не правительство РК.

В заключение хотелось бы сказать, что  дискуссию по данному вопросу недопустимо вести по принципу: есть два мнения — мое и неправильное. Я в данной статье излагаю свое мнение и привожу аргументы в его поддержку. Возражаете? Изложите свои аргументы. Было бы неплохо, если бы на страницах СМИ дискуссия продолжилась, чтобы  проходила она честно и правдиво, без передергивания и подтасовки фактов. Считаю, что соображения свои по указанным вопросам необходимо подписывать настоящей фамилией, а не прятаться за различными никами и псевдонимами.

Успехов вам в труде и сегодня, и в будущем, уважаемые представители органов местного самоуправления!