Тысяча и одна травинка

«Петрозаводск довольно скучный. И весь проспект Ленина такой унылый. В Йоэнсуу, например, сидит волк на скамейке. Все с ним фотографируются. Где мы будем фотографироваться? Почему здесь нет фонарного столба, скажем, с пандой? Пусть она лезет вверх!»

31 июля в пойме Лососинки откроется первый в городе фестиваль лэнд-арта КАРЕЛФЕСТ. В форуме примут участие наши и финляндские художники, уже имеющие опыт  представления современного искусства в естественной природной среде. Организатор всего этого действа – известный карельский художник Владимир Зорин. Сам он – постоянный участник российских и международных фестивалей лэнд-арта, активно развивающий это направление в искусстве и в нашей Карелии.

Такие фестивали проводятся во всем мире. У нас меньше. Может, из-за предубеждений против современного искусства? Людей пугает возможный негатив и то, что им непонятно. Никто не хочет думать. Возгласы раздаются о том, чтобы вообще все центры современного искусства закрыть как рассадник западной идеологии. Почему эти возмущения всегда касаются культуры и искусства? Давайте машины все иностранные уберем с улиц!

Хотя по сравнению с другими городами России у нас положение блестящее.  У нас все-таки есть художники, которые мыслят современно. Десяток, может, даже наберем. Случаются выставки современного искусства. Хоть народ не очень их приемлет, но среда есть.

Нынешний фестиваль меня беспокоит отношением людей к тому, что мы сделаем.  Боюсь, что найдется тот, кто захочет сломать это. Я уже объяснил всем художникам, что работы нужно делать максимально антивандально.

 Для Финляндии эта проблема не актуальна. Там никто специально ничего не ломает, а мастера, например,  не беспокоятся за инструменты, никто их не прячет. Там даже ключи кладут прямо на сиденье автомобиля – удобно и искать по карманам не нужно.

Хотя был случай, когда у меня украли арт-объект в Тампере. Неправильно сказал: не украли, он  просто пропал. Это была теплица два на три метра с посаженными внутри елочками. Как она пропала? Никто не знает. Немецкий художник, который делал скульптуру на нашей набережной, меня тогда утешил: «Поздравляю, ты хороший художник! Твои работы воруют!»

Как-то раз я участвовал в международном конкурсе   «Башня Кронпринц:  Второе пришествие», который проходил в Калининграде. Целую неделю я делал свой объект – траву. Мне помогали волонтеры. Я вез огромный чемодан пластиковых травинок. В Ночь музеев мы открылись, а на следующий день от моего объекта не осталось ничего, ни одной травинки. А их было несколько тысяч! Зачем их взяли?

Владимир Зорин. "Проявления", Калининград

«Проявления», Калининград. Владимир Зорин: «Это как раз работа, состоявшая из нескольких тысяч пластиковых травинок (фрагмент), которые затем добрые люди за ночь повыдергали, видимо, на память».

До 2000 года в Карелии никого не интересовал лэнд-арт.   Как куратор молодой секции творческого союза я участвовал в организации выставки молодых художников Баренц-региона. Мне удалось там увидеть живое искусство, абсолютно иное, ничего общего не имеющее с тем, что у нас процветало. И мне стало интересно. Люди мыслили совершенно по-другому. Кстати, ситуация с тех пор у нас не сильно изменилась.

В общем, мне захотелось попробовать. Первые объекты я сделал в Водлозеро, показал друзьям снимки. После этого меня  пригласил в гости известный карельский художник-реалист.  Мы пили чай с печеньем в его мастерской. В конце он решил меня похвалить: «Хорошие вышли фотографии. Но без кубиков было бы лучше!».

Нас не поняли на первом фестивале. Наш председатель запретил проводить подобное впредь. Мы ездили на берег Ладожского озера. Там «культурный слой» очень глубокий – бесконечный мусор. Для финнов это был шок. А мы были на гусиных полях, в Олонце. Гуси прилетают и улетают, после них ничего не остается, чистый след в воздухе. А после человека – полоса мусора. И вот одна художница из Финляндии придумала идею: сравнить гусиные и человечьи следы. Она набрала мешок пробок и выложила ими дорожку. Наших людей это возмутило. Где гусь? Где что? Что это такое, где тут искусство?

Потом мыкались без денег в чудесном месте в Заонежье. Нас приютили в замечательном старинном доме. Мы провели там несколько фестивалей на свои средства. С нынешним фестивалем, уже пятым по счету, нам помогает администрация Петрозаводска.

Владимир Зорин. "Направление", Олонецкий район, д. Алексала, 2010 г.

«Направление», Олонецкий район, д. Алексала, 2010 г. Владимир Зорин: «Это работа, сделанная на Первом карельском ленд-арт фестивале в Олонецком районе, когда нас «запретили».

Не так прост этот путь. Почти сразу начинают жалеть. Думаю, это хорошо понятно Морозову, которому без конца говорят: «Аркадий, у тебя была такая чудесная заонежская серия. Ты так здорово все делал! А сейчас?!…» Человек пошел дальше, это вы остались в прошлом. Сейчас мне стало уже все равно, хотя я знаю людей, которые ломались от критики.

Нынешний актуальный клич: «Давайте сохранять традиции!». Давайте в науке сохранять традиции? Скажем всем ученым: назад, к традициям! Традиций не существует вообще. Мир менялся все время. Никто сейчас не делает лапти, их время ушло. Лады Калины глупо раскрашивать под хохлому. Я иногда думаю: взять бы всех художников наших — да в Лувр. На неделю. И закрыть там. Чтобы они посмотрели настоящее искусство и не делали, «сохраняя традиции», в сто раз хуже!

В городе живут люди. Но что для них делается? Уюта и комфорта нет. В европейских городах развиты парковые скульптуры, паблик-арт. Просто человек идет по улице, видит интересную смешную скульптуру и радуется.  Скверики, фонтанчики, скамеечки…  А у нас человек на улице  видит только одну бесконечную рекламу, причем, очень низкого уровня. Эта реклама заполонила все, города стало не видно. Наши памятники призваны увековечивать память. Но искусство существует ведь не только для увековечивания какой-либо  личности!

Вот перед нашими окнами торговый центр. Вот зона, где люди ходят. Почему бы здесь не сделать какой-нибудь стрит-арт? Вылезающий медведь, там, рыбы какие-то местные… Люди идут по однообразной  местности. Они идут просто в магазин. И весь проспект Ленина такой унылый. В Йоэнсуу, например, сидит волк на скамейке. Все с ним фотографируются. Где мы будем фотографироваться? Почему здесь нет фонарного столба, скажем, с пандой? Пусть она лезет вверх! Петрозаводск довольно скучный. Почему люди должны сюда ехать? Что они здесь увидят?   Они приезжают, быстренько погружаются на корабль – и на Кижи.

Город теряет лицо с катастрофической скоростью.  Посмотрите, как ожила Пермь, когда там стали появляться интересные объекты. И это ведь не так затратно. Просто нужно продумать концепцию города.

Записала Анна Гриневич