Политолог и публицист Борис Подопригора, просматривая ленту новостей «Республики», подводит итоги минувшей недели.
Первая часть заголовка характеризует вековечно не реализуемую потребность российского общества «дело делать, господа! Дело…». Авторство упомянутой первой части принадлежит лицейскому отличнику по математике (не в пример Пушкину!) «железному» канцлеру Александру Михайловичу Горчакову. Сама формулировка, по мнению филологов, на иностранные языки адекватно не переводится. Зато она адекватно отражает задачу дня. Особенно если подтвердим её цифрами и цитатами. В них, если вдуматься, вся соль.
В рамках экономического форума «Сочи-2014» председатель правительства Дмитрий Медведев встретился с главами регионов, включая Александра Худилайнена. Обсуждалось, как жить в условиях ограниченных ресурсов (это факт!), как и под что привлекать инвестиции. Глава Карелии задал злободневный вопрос: почему указы, которые зачастую поступают из федеральных министерств, усугубляют и без того непростую ситуацию в регионе? Это касается, например, тарифов грузоперевозок. Недавние изменения в них произошли с учётом кратчайшего пути, например, из Питера в Петрозаводск. Но! «Мы (из-за интенсивного пассажиропотока) едем (т.е. везём грузы) через Вологду, это в 1,7–1,8 раза дальше». И это не всё. Политическая нерациональность поставок, например щебня в центр европейской части страны, снижает конкурентоспособность регионов с ограниченной номенклатурой экспорта, той же, скажем, Карелии. То есть щебень везут из украинского далека, вместо того чтобы «загружать им» бюджеты «своих» регионов.
То же и с уходом предприятий в консолидированные группы налогоплательщиков — КГН. Всего в КГН из республики ушли 28 организаций: «Мы потеряли пятую часть собственного налогового потенциала, это почти 3 миллиарда рублей. Для примера можно привести одного из крупнейших налогоплательщиков, который в 2012 году заработал 10,5 миллиарда прибыли, а мы получили 2,6… (Александр Худилайнен, правда, не назвал Костомукшский ГОК по имени). А в 2013 году (ГОК?) заработал уже 11,5 миллиарда прибыли, а мы получили аж 112 миллионов». Не вдаваясь в цифры и цитаты, признаем, главу Карелии услышали. Дело осталось за «малым»: найти способ пополнить карельский бюджет. О нём и шла речь уже в Петрозаводске, на заседании карельского правительства.
В Карелии подготовлены два прогноза социально-экономического развития республики на 2015-17 годы. Худший вариант учитывает осложнение мировой конъюнктуры для карельской продукции. По этому варианту годовые темпы роста республиканской экономики прогнозируются на уровне 0,5-1,5 процента — увы, это одновременно худший прогноз хозяйственных перспектив всей страны… Умеренно-оптимистичный вариант предполагает такие же умеренно-благоприятные условия. В этом случае ежегодный прирост валового регионального продукта прогнозируется на уровне 2,5-3 процентов — что тоже, мягко говоря, не густо. По мнению Александра Худилайнена, настало время для решительного «осветления» теневой экономики, ибо доходы от неё в бюджет не поступают.
Об этом, вообще говоря, мы говорим еженедельно. Так вот: в 2013 году банковские вклады жителей Карелии увеличились с 48 до 68 миллиардов рублей. Личный автопарк в Петрозаводске ныне составляет 116 тысяч машин, то есть на каждого из 272 тысяч горожан приходится почти по полмашины! При этом средняя зарплата официально почти не увеличилась. Это как? Нет ли здесь подсказки правоохранителям? Как и прочим чиновникам, тоже получающим государево жалование. Для них отдельно: численность жителей Карелии составляет 633 тысячи человек, а по данным Фонда обязательного медицинского страхования, число застрахованных — 688 тысяч. «Разночтение» в 55 тысяч — это миллиарды дополнительных доходов в бюджет республики. Губернатор дал месяц на всекарельский арифметический «ап-грейд».
Подытожим… Страну ждут непростые времена, и от ответственности власти и общества зависит их преодоление. Впрочем, международная обстановка — с момента появления этого словосочетания — всегда была напряжённой. Не утешаясь этим, перечитаем предшественников. Например, олонецкого губернатора конца XIX века Михаила Денисовича Демидова (того самого, из допетровских «олигархов»!): «Только разумно направленная помощь (сегодня бы сказали — адресная помощь) есть добро, при отсутствии же этого необходимого условия помощь является источником деморализации». И его же: «…моё пятилетнее знакомство с краем даёт мне полное право с уверенностью сказать, что население в достатке, в довольствии и не знает нужды. Склонность же населения к лёгкой наживе, при отсутствии труда, — есть, к сожалению, его свойство». Или это не о нас?