Смотреть обязательно

«Это примитивное представление, что можно посмотреть сто фильмов и стать культурным. Для кого-то достаточно увидеть два, но они спровоцируют такие внутренние процессы, что человек начнет открывать новые вселенные». О списке 100 зарубежных фильмов, рекомендованным Минкультом РФ к просмотру.

Специалисты Министерства культуры России недавно составили список 100 зарубежных фильмов, которые каждый зритель должен увидеть хотя бы раз. Кому и зачем нужен этот список? И какие картины действительно стоит посмотреть? На эти вопросы «Республике» отвечает режиссер-постановщик, директор театра «Творческая мастерская» Александр Побережный-Береговский.

— Я не вижу ничего плохого в таких списках. Но лучше, если они будут именными. Вообще всё именное хорошо. Человек, надеюсь, дорожит своим именем и несет ответственность за сделанный выбор. Иначе это очередная усреднённая анонимная выборка, которая собрана непонятно по какому принципу.

Видимо, отсутствие критериев стало причиной того, что из современных фильмов в списке оказался чуть ли не один «Титаник». На мой взгляд, это попса хорошего качества. Хотя никогда не знаешь, из чего вырастает человек: в ком-то и блокбастер пробудит самые светлые чувства. Но этот уровень не предполагает перехода к более сложному искусству.

Молодым людям из семей, не вовлеченных в культурный процесс, бывает трудно найти ориентиры в искусстве. Не думаю, что я понимал Жванецкого или Райкина в возрасте 10 лет. Но они нравились родителям, а я хотел быть с ними на одной волне. Так закладывался интерес, который потом приобрел осознанные формы. В иной ситуации подобный список может послужить ориентиром. Помнится, существовал список из ста книг, которые нужно прочесть каждому образованному человеку. Но это примитивное представление, что можно посмотреть сто фильмов и стать культурным. Для кого-то достаточно увидеть два, но они спровоцируют такие внутренние процессы, что человек начнет открывать новые вселенные.

Из всего списка, рекомендованного Министерством культуры, я видел, может быть, около половины фильмов. Любовь к кинематографу проснулась во мне очень давно, и в каждом периоде были картины, которые оставили след в душе.

В детстве мне нравилось смотреть фильмы 1950-60-х годов. При всей их наивности и прямолинейности из-за особой атмосферы картин хотелось самому оказаться по ту сторону экрана, жить в том градусе чистоты отношений. Так тогда казалось… Из фильмов, которые остаются со мной уже многие годы, могу назвать «Монолог» Ильи Авербаха, «Здравствуй, это я» Фрунзе Довлатяна. Из детства остались «Золушка» и «Старая-старая сказка» Надежды Кошеверовой.  В школьном периоде – «Дневник директора школы» и «Доживём до понедельника». Знаменитая фраза оттуда: «Счастье – это когда тебя понимают», с ней потом живёшь всю жизнь. Следующим потрясением стал «Романс о влюблённых» Андрея Кончаловского. В те годы трудно было представить, что о любви можно так говорить. До сих пор помню слова: «Иногда остаться жить —  гораздо больший подвиг, чем умереть». Потом начались взрослые вещи: «Пять вечеров» Никиты Михалкова, фильмы Ингмара Бергмана, Федерико Феллини, обожаемого мною Лукино Висконти с его «Рокко и его братья» и «Семейным портретом в интерьере»… Очень люблю «Однажды в Америке» Серджо Леоне. Когда-то я смотрел его, открывая для себя американский кинематограф. Потом уже начала восхищать режиссура, актёрская игра. Люблю обоих Тодоровских: «Военно-полевой роман», «Анкор, ещё анкор», «Любовь»… Да много еще кого…

Сейчас я редко хожу в кинотеатры. Мало времени, да и мало что вызывает интерес. Не рад этому, скажу честно. Не хочется ворчать и превращаться в человека, часто вспоминающего «наши годы», но я помню совсем другую атмосферу кинотеатров. Однажды на юге  пришлось посмотреть фильм в кинотеатре под открытым небом. На свежем воздухе перед экраном собрались люди из разных республик с разными национальными особенностями. Мы смотрели только что вышедших «Джентльменов удачи», и в конце было ощущение, что все расходятся родственниками. Пожалуй, не так много сегодня вещей, позволяющих испытать совместное чувство любви и  сострадания.  Не раз наблюдал, как искусство примиряло людей с противоположными позициями.  К сожалению, кинотеатр сегодня потерял эту атмосферу. А полные залы кинотеатров – это, увы, зачастую лишь продолжение клубной культуры,  которая появилась в 90-е. Фильмы смотрят с «вип-зонами», сидят с попкорном, хрустят, разбрасывая вокруг себя…

Если бы мне самому пришлось рекомендовать фильмы, я бы руководствовался критерием правдивого, честного, живого искусства, которое сделано с любовью к человеку, с состраданием к нему, к его болям, слабостям, с юмором.  Массовое кино, особенно его лучшие образцы, я бы не стал определять в отдельную категорию. Я, например, сейчас вижу много фильмов, которые относят к арт-хаусу, и понимаю, что под этой маской снимается много белиберды. Делать так называемое фестивальное кино сегодня модно. Но гораздо труднее создать что-то на поле внятного, понятного всем языка и не уйти в какую-то заумь. Конечно, не все этому подвержены. Звягинцев делает прекрасные фильмы.  «Елена» – потрясающая картина. Не каждый способен впускать в себя подобные эмоции, но режиссёр нашел много точных болевых вещей при, может быть, холодном, отстраненном взгляде камеры. Вряд ли он снимал это с одной мыслью о фестивале.

Записала Ася Кошелева