Реорганизация детских домов – путь длиною в 20 лет

О реорганизации детских домов: «Есть неблагополучная семья, родители ведут асоциальный образ жизни. Проверка заходит, детей изымают и в детский дом. Традиционно родители лишены прав, все формально законно. Но, может быть, лучше поработать с семьей, оказать ей помощь, в том числе и ресурсную?»

Уже осенью этого года в России такое понятие, как «детский дом» исчезнет. В сентябре в стране запускается программа реорганизации подобных учреждений. Они станут социальными организациями и обратят внимание на профилактику сиротства, а также семейного неблагополучия. Предстоящие изменения прокомментировал министр образования Карелии Александр Морозов.

Только начало пути

— Работа еще ведется, окончательного решения, как будет выглядеть новая структура, не принято. В рамках плана по реорганизации детских домов органы исполнительной власти выработали предложения. Но пока мы не можем сказать, что в итоге появится, даже название не выбрано. Центр помощи – это рабочий вариант. Сегодня наши предложения активно обсуждаются и рассматриваются, в том числе общественниками и коллективами детских домов. Мы принимаем все идеи. Активно в работу вступили органы местного самоуправления. Но сейчас еще не определено до конца, какая будет территориальная принадлежность у этих учреждений, охватит ли Петрозаводск, скажем, Прионежский район. Работы предстоит много.

Работать надо с семьей

— Надо сказать, что мы сейчас имеем детский дом как образовательную организацию. Изменения предполагают, что теперь мы получим социальное учреждение, которое занимается всем спектром работы с категорией детей-сирот и тех, кто остался без попечения. Не только их содержанием, но и всеми остальными проблемами: помощь кровным семьям, их сопровождение. Например, есть неблагополучная семья, родители ведут асоциальный образ жизни. Проверка заходит, детей изымают и в детский дом. Традиционно родители лишены прав, все формально законно. Но, может быть, лучше поработать с семьей, оказать ей помощь, в том числе и ресурсную?

Упрямая статистика

— Суть в том, что сегодня стационарное учреждение рассматривается как временное решение проблем. В идеале это или замещающая семья, или усыновление. Соответственно, специалисты должны работать с кандидатами и вести семью, в которую попадает ребенок. Выходит в принципе очень внятная модель, к которой долго шли. Смотрите сами. Пять лет назад в Карелии в детских домах жили около тысячи детей, сегодня их всего 375 человек. Это то, что делает правительство благодаря рекламе, профилактике, сопровождению замещающих семей. Такая работа дает свои результаты. Собственно сирот в учреждениях всего 8-9%, остальные – это дети, оставшиеся без попечения. Поэтому прежде всего надо обратить внимание на кровную семью. Сейчас мы должны соединить ресурсы, которые есть в социальной сфере и в образовании, чтобы они работали в едином ключе. Потому что все равно есть определенные сложности межведомственного характера.

Многодетная семья Гореловых в Карелии. Фото: Яков Симанов

Многодетная семья Гореловых в Карелии. Фото: Яков Симанов

Долгий путь, большие планы

— Федеральный закон принят и вступает в силу с 1 сентября 2015 года. Соответственно, у нас есть переходный период до января 2016-го. С 1 сентября детские дома перестают быть образовательными, исчезают как понятие. Учреждения становятся социальным и подчиняются Министерству здравоохранения и соцразвития. Это правильно. Поймите, проблемы, о которых мы сейчас говорим, в первую очередь социальные. Да, сейчас детский дом — образовательное учреждение, но в основном он выполняет социальные функции. Это тоже лукавство нашего времени. С точки зрения теории управления, все равно образование – это социальная услуга для населения в широком смысле. Сейчас в Карелии 12 детских домов плюс Ладвинский интернат и Дом ребенка. Последние два подведомственны Министерству здравоохранения.

Предполагается, что после реорганизации будет девять головных организаций, в которых организуют стационарные места. Плюс в каждом районе остается филиал. Вообще направлений в работе самих центров будет несколько: работа с семьей в кризисе, стационарные места, работа по возврату в кровную семью, по устройству в замещающую семью, подготовка кандидатов, сопровождение семьи, постинтернат. Таким образом мы соединяем все ресурсы социальной сферы. Но как это будет в окончательном варианте – мы не готовы сказать. Первое желание – сделать универсальный центр. Какая будет модель в конечном счете, еще рано говорить. Да, есть подводные камни, все процедуры надо отрабатывать. Это займет какое-то время. Но главное – то, что сейчас получилось, к этому шли почти 20 лет. Это не раз обсуждали и общественники, и работники системы. Должен быть комплексный подход к семье. И подобная реорганизация – закономерный этап.