Няша из Нюхчи

"Пока приезжие специалисты по брендингу ищут, что сделать визитной карточкой Карелии, в старинном селе Нюхча, из которого Петр Первый когда-то тащил корабли к Европам, долго не думают. Посмотрели под ноги, собрали грязь. И сделали брендом".

Пока приезжие специалисты по брендингу ищут, что сделать визитной карточкой Карелии, в старинном селе Нюхча, из которого Петр Первый когда-то тащил корабли к Европам, долго не думают. Посмотрели под ноги, собрали грязь. И сделали брендом.

Ня, няша, няшка – это поднадоевшее слово века пошло от японского междометия, которое обозначает симпатичную девушку. Но еще до пришествия этого паразита в нашу лексику у нас на северах и в заболоченных местах няшей называли лечебную болотную грязь. Жители Нюхчи, погрязшие в родной няше по уши, заметили издавна, что, намазавшись этой не слишком-то приятно пахнущей жижей, ты получаешь облегчение болей в суставах, спине, шее. А если вымажешь, как свин, все лицо, кожа после процедуры становится гладкой и шелковой.

Надежда Сергеевна Семенова – обычная женщина. Работает в школе, делится с детьми краеведческими знаниями, может рассказать историю каждого дома, даже каждого окна, потому что поморы могли самое маленькое окно назвать «тальянским» или «итальянским», попробуй проследи логику в таком названии.

Но когда Надежда выходит в море, ее синие глаза сливаются с водой. Она становится красавицей. Человек на своем месте всегда красив.

Несколько лет назад у себя на чердаке она открыла хламной сарай. Что-то вроде краеведческого музея. Односельчане сносят ей туда всякий хлам, который при умелом хранении сразу становится экспонатом. И свой хламной сарай Надежда Сергеевна не просто подметает и содержит в тепле, а еще и пишет для него стратегию развития. Потому что ум у нее поморский, стратегический. Поморы не выжили бы в столь суровых условиях, если бы не умели стратегически мыслить.

Мы с коллегами приехали помогать Надежде со стратегиями, брендированием, структурированием развития не только сарая, но и самой Нюхчи, ожидая сопротивление чужеродным словам. А Надежда нас удивляет. У нее давно эти бренды, эти туристические приманки в голове и даже на бумаге есть. Вот, говорит, на море у нас приливы и отливы каждый день. Мы по ним живем, как по графику. И выдает нам уникальный туристическим маршрут «Пешая экскурсия по дну Белого моря». Когда море отступает, метров на 100-200, как повезет с ветром, можно идти, разглядывая морских обитателей, водоросли, которые на стеблях имеют баллончики с водой, чтоб на суше переждать отлив. Червячки, мидии, камни золотистого оттенка. Идешь, как ребенок, разглядываешь эту невидаль, хотя ничего космического, в сущности, нет. Просто подано красиво: экскурсия по дну.

Надежда всю Нюхчу расписала под бренды. Такое ощущение, что она всю жизнь училась брендированию. Мифы-легенды, где на каком озере в Белом море живет какой домовой, лесной, островной, знает. И это бренд для суеверных. Соловки рядом, на каждом почти острове монахи понастроили скитов, сама Нюхча стоит рядом со Святой горой. Пожалуйста, православный бренд, крестные ходы вместо туристических и всяких там экологических троп.

А еще камбала, которую в речке Нюхче можно руками ловить, корень лесной орхидеи, который девушки высушивали и привязывали к платью, чтоб присушивать парней. А еще нюхотские матерные частушки, а еще поморская кухня и говор. Куда ни копни – везде бренд.

Неудивительно, что Надя, когда мы от команды тренеров проекта ЕСНО (сети этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия) дали ей задание прямо на острове, на тысячелетних скалах создать подручными средствами стратегию развития Нюхчи, сделала это за полчаса с помощью бумаги и камней, чтобы идеи не унес ветер. За полчаса. Без миллионных гонораров, какие обычно требуют отцы и матери стратегий регионов за свои псевдоидеи по развитию. А поморская синеглазая командирша, родившаяся здесь, созревшая и сгодившаяся своим односельчанам, переписала все, что знает с детства, переназвав все брендами и трендами. И уже начинает действовать как истинный стратег. И начнет она с импровизированного спа на берегу Белого моря со звучным названием «Няша из Нюхчи».