Николай Федотов: «Верю, что люди перестанут уезжать»

О Лахденпохском районе: «Газификация Приладожья, реконструкция и строительство автотрассы сильно повысили инвестиционную привлекательность района. Об этом говорит хотя бы резко возросшая стоимость земельных участков. Цены увеличились в разы и могут доходить до нескольких миллионов рублей».

Председатель Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения Николай Федотов уже более пяти лет курирует Лахденпохский район Карелии. Но фактически его знакомство с этими местами  началось более тридцати лет назад —  здесь Николай Николаевич  в должности командира полка защищал рубежи Родины. Поэтому первый наш вопрос был очевиден.

Глаза и уши пограничников

— Как изменилось качество жизни за треть века? На ваш взгляд, обычным людям жилось лучше тогда или сейчас?

— В восьмидесятых годах прошлого века основным налогоплательщиком был фанерный комбинат «Бумэкс», сейчас ликероводочный завод «Аалто». Тогда очень большая проблема была с отоплением района, сейчас она решена. Тридцать лет назад работали предприятия, совхозы. Район считался житницей Карелии, но полки магазинов были пустыми. Сейчас большинство предприятий стоят, зато можно купить что угодно, были бы деньги. Так что решайте сами.

Хочу только отметить, что в то время патриотизм и бдительность были на высоте. В каждом приграничном хуторе у хозяина была либо радиоточка, либо трубка. Это были глаза и уши наших пограничников. Случись что подозрительное, хозяин подходил с трубкой к дереву, к которому крепились замаскированные телефонные провода и розетка. Несколько секунд, и пограничники в курсе случившегося.

А сейчас три четверти хуторов пустуют: старики умерли, молодежь уехала. Да дело не только в этом. Взять недавний случай, когда несколько человек, практически не зная русского языка, доехали до Сортавалы, спокойно купили билет в Лахденпохью, и задержаны были почти у самой контрольно-следовой полосы. Раньше это было невозможно.

— А какие проблемы района вы считаете наиболее актуальными сегодня?

— В сфере ЖКХ на сегодняшний день – это состояние водопровода и канализационных сооружений. Расстояние между так называемым «вторым военным городком», откуда подается питьевая вода, и Лахденпохьей превышает семь километров, из них три – по болоту, требуют замены еще более трех километров городских магистралей. Если брать трубы с полувековой гарантией, то общая цена вопроса превышает сто миллионов рублей.

Возможность замены труб в городе рассматривал Санкт-Петербургский водоканал, но, к сожалению, не сложилось. Очень надеюсь на Федеральную целевую программу (ФЦП – прим. ред.). Заработают предприятия, пойдет в рост экономика, составим план лет на пять и будем постепенно решать вопрос с этими инженерными сетями. Пока же ликвидируем прорывы собственными силами. В рамках программы поддержки местных инициатив участвуют в ремонте водопровода и жители города.

В целом должен отметить, эта программа очень хорошо проявила себя в районе. Так, жители Элисенваары на общем собрании решили, что участвовать в конкурсе на получение гранта от правительства Карелии будет проект по ремонту электролиний, в поселке острая проблема с бесперебойным электроснабжением. Конкурс выиграли. Из республиканского бюджета поселение получило 500 тысяч рублей, местные власти выделили 87 тысяч рублей, жители вложили 31 тысячу. На эти деньги была приобретена и подключена подстанция, заменены опоры, проложен новый кабель на одной из улиц.

А в Лахденпохье решили провести реконструкцию парка: поставить в сквере скамейки, вернуть к жизни фонтан. Вокруг физкультурно-оздоровительного комплекса появится лыжня с круглосуточным освещением… Планы есть.

ФОК в Лахденпохье

ФОК в Лахденпохье. Фото: Андрей Раев

Коровы вместо индеек

Насколько сильно влияют на район экономический кризис, санкции?

— Я бы сказал, что в течение последних трех-четырех лет ситуация медленно, но улучшается, даже несмотря на кризис. В Лахденпохье находится самый спокойный естественный глубоководный порт Ладоги, реконструкция которого откроет перевозки по водным путям в северные и южные регионы России. Глубина порта Сортавалы не позволяет заходить большим судам, порт в Лахденпохье лишен этого недостатка. Предположительно, турпоток на Валаам, Кижи, Соловки мог бы проходить через Лахденпохью. К нам уже пришел инвестор, который планирует организовать целый туристический комплекс и произвести реконструкцию порта на общую сумму около 10 миллиардов рублей.

Включенная в ФЦП реконструкция пограничного пункта Париккала-Сювяоро – это разнообразные транспортные варианты для бизнеса и туризма, движения товаров и услуг. Его расположение является логистически удобным, соединяя Южную Финляндию с Карелией и северными регионами России, а также Центральную Финляндию с Санкт-Петербургом и Ленобластью. Через два года рядом будет построен современный газифицированный таможенный терминал со складскими помещениями. Надо помнить, что древний торговый путь от Саймы через Париккалу до Ладоги на протяжении веков обеспечивал благосостояние и занятость региона.

Сейчас решается вопрос с выделением нового участка для строительства предприятия по разведению мальков форели. Его планировалось построить на участке, который захватывал территорию одного из оборонных предприятий. А это предприятие сейчас вышло из простоя и начало работать. Так что нашли новый участок.  Многие инвесторы интересуются сельхозугодьями нашего района. Приходила фирма, планировавшая выращивать индеек, но что-то у них не получилось. Сейчас новый крупный инвестор собирается на 350 гектарах земли выращивать коров, дающих высококачественное «мраморное» мясо. С выходом на полную мощность Кондоподжского комбикормового завода активизируются и фермеры, животноводство в районе получит новый толчок. В этом я тоже уверен, ведь мои родители всю жизнь были связаны с сельским хозяйством. Да и я закончил школу со специальностью «помощник комбайнера».

Газификация Приладожья, реконструкция и строительство автотрассы сильно повысили инвестиционную привлекательность района. Об этом говорит хотя бы резко возросшая стоимость земельных участков. Цены увеличились в разы и могут доходить до нескольких миллионов рублей.

Газификация Карелии

Газификация Карелии. Фото: Иван Степанов

Некоторые быстро, некоторые — громко

— Кто сегодня является основным налогоплательщиком? Назовите тройку лидирующих предприятий.

— На первом месте у нас,  как я уже говорил, ЛВЗ «Аалто», несмотря на все сложности, которое переживает предприятие. Сейчас сильно просело как производство продукции, так и ее реализация. Между тем напитки у них качественные. Лично я не вижу лучшего лекарства от простуды, чем настойка с перцем с чесноком производства нашего предприятия. Сегодня для решения проблем ему необходим кредит под вменяемые проценты. Глава Карелии и правительство оказывают всю возможную помощь.

На втором месте форелеводческие хозяйства. Напомню, что более 70% всей российской форели производит Карелия, и многие из них расположены в нашем районе. Замыкает тройку, пожалуй, сельскохозяйственная отрасль. У нас более тысячи личных подсобных и фермерских хозяйств.

— Николай Николаевич, как часто вы бываете в районе? С кем встречаетесь?     

— Как куратор минимум три-четыре раза в месяц. Фактически же чаще. Ведь на территории района располагается пожарный отряд, добровольные дружины. Совместить визиты далеко не всегда получается. График учений и сессий райсовета не совпадает.

Приезжая в район, я провожу встречи с населением. Какие-то проблемы решаем сразу, другие требуют подключения иных министерств и ведомств. Работа идет постоянно. Номер моего телефона знают все, я из него секрета не делаю. Жители района также часто передают свои просьбы через начальника пожарного отряда, если по каким-либо причинам у них напрямую не получается. Так что обратиться ко мне можно всегда.

— Что вы считаете самым важным в вашей работе?

— К проблемам района нужно подходить максимально серьезно, разложить каждую на составные части, выделить главное. Здесь не место поверхностным решениям, должен быть виден настоящий результат, который почувствовали бы люди.

Некоторые проблемы решаются быстро, некоторые громко, а третьи сегодня еще нельзя решить. Мне бы хотелось , чтобы в райцентре наконец появился свой автовокзал, чаще бы ходили электрички, перестали уезжать люди. За последние три года население района уменьшилось на пятьсот человек. Я верю, что эту грустную тенденцию удастся переломить уже в ближайшем будущем.

2 августа Лахденпохья отмечает День города, также отмечается День ВДВ. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с наступающим праздником.

Николай Федотов

Николай Федотов. Фото: Яков Симанов

Беседовал Юрий Шляхов