Литература как шоу

«В Петрозаводске поэты кочуют с места на место по кафе и ресторанам, и публика во время высокой поэзии старается не чавкать. В России в целом литература остается уделом аутистов».

Карельские писатели, журналисты и библиотекари сравнили шведские и наши березки и прихватили из Умео идею литературного фестиваля.

Чтобы быть столицей в России, надо быть гламурно-купеческой Москвой или унылым литературно-музейным Петербургом. Все остальное – провинция. В Европе не так. Столицей может стать любой малочисленный городишко, да еще и снискать славу культурной столицы Европы. В 2014 году культурной меккой Европы стал шведский город Умео, к тому же побратим Петрозаводска.

Как так? Кому заплатили Шведы в Евросоюзе, где дали на лапу, чтоб продвинуть свою провинциальную интеллигентность? Да нигде. Они продвинулись естественным путем. Главный секрет их культурности – тысяча событий в год. То есть в день не меньше трех крутых ивентов – и люди к тебе потянутся.

В составе карельской делегации мне удалось посетить литфест. То есть литературный фестиваль, который для двух библиотекарей, двух организаторов фестивалей и двух журналистов – невидаль.

Яна Жемойтелите, Надежда Некрасова, Наталья Ермолина, Юлия Утышева, Инга Гаевская

Яна Жемойтелите, Надежда Некрасова, Наталья Ермолина, Юлия Утышева, Инга Гаевская

Литература в России в целом еще остается уделом аутистов. Интеллектуальных, высокоразвитых, но отдельных от телевизионной массы. У нас есть литературные конференции, которые тяготеют к науке, есть фестивали поэзии и творческие вечера отдельных классиков. Но делать из литературы шоу мы учимся постепенно, не спеша. Осваиваем развлекательную подачу литературы в массы – сторителлинг, то есть умение рассказать истории на публику, чтение стихов на скорость в барах под выпивку (акция «Открой рот»). А в Европе этого конька оседлали и скачут.

Литфест – это огромное имиджевое мероприятие маленького городка, куда съезжаются писатели и поэты не только со всей Швеции, но и с соседних стран. Огромный зал на 800 мест забит зрителями до отказа. Люди стоят в очередь за билетами, чтобы послушать о том, как исландский поэт Шон замыслил цикл стихов о природе, а финская эстонка Софи Оксанен перемывает косточки России, рассказывая содержание своих скандально известных книг.

Софи Оксанен в качестве приглашенной звезды

Софи Оксанен в качестве приглашенной звезды

Мы с писательницей Яной Жемойтелите переглядываемся и гадаем: соберет ли в Петрозаводске зал хотя бы «Машиностроителя» подобный фестиваль и творческая встреча с писателем. И добавляем, что если приедут, к примеру, Дмитрий Быков, Вера Полозкова или Людмила Улицкая, то 400 интеллектуалов у нас, пожалуй, наберется.

В Умео мы послушали ночных чтений стихов, ресторанных выступлений поэтов под закуски и пиво. У нас в городе в кафе и ресторанах поэты кочуют с места на место, но публика во время высокой поэзии старается не чавкать, уважая высокородность стихии. Там же это не только нормально, но и вполне приемлемо, чтобы известный поэт был конферансье на прощальном ужине, чередуя стихи с тостами.

Символ культурной столицы Европы – сердце в центре Умео – это хороший фон для фотографирования. Хотя скульптурка выполнена из пластика и дизайн ее бесхитростный. Однако же половина нашей делегации по приезду сразу же поставила себя в сердце на аватарку в соцсетях. И это тоже хороший промоушн для города.

Сердце как бренд

Сердце как бренд

К сожалению, в Петрозаводске мало стрит-арт-объектов, с которыми можно сняться в полный рост. В основном ты снимаешься либо с терминаторами-рыбаками издалека, либо с ногой Куусинена. Русалочек с Карлсонами у нас нет, только вожди. А у них вот в Умео у музея искусств, где поэты надрывались, читали свою нетленку, во дворе стоит знаменитая прищепка – объект уличного искусства.

Знаменитая прищепка – объект арта, в  хозяйстве не пригодна

Знаменитая прищепка – объект арта, в хозяйстве не пригодна

В общем, восхищаться шведами и ругать русских – не наш путь. Мы съездили на литфест для того, чтобы набраться веяний и перенять опыт. И думали, недолго. Яна Жемойтелите тут же вызвала огонь на себя и предложила в 2015 году сделать литературный фестиваль в Петрозаводске, но только разнообразить его секторами комиксов, устных жанров, творческих встреч, косплеев и всем интеллектуально-развлекательным сопровождением.

Так что поездка выдалась не зря. Хоть у нас потеряли багаж и вернули только в ночь накануне отлета, хоть у нас не было времени на шопинг и прогулки, да и многие мероприятия на литфесте велись на шведском языке (спасибо вам, гостеприимные хозяева), но общее-таки уловилось. Во-первых, символ города Умео – березки. Мы сперва хотели оспорить есенинский штамп и заявить на него квасные права, но березок в городе насчитали, и правда, много. Так что, побратимствуем мы не напрасно. А литфест, который Яна, даст бог, талант и силы, сдюжит при поддержке Национальной библиотеки и литературного сообщества, будет нашим брендовым событием. Глядишь, году в 2020-м, может, тоже выбьемся в культурные столицы Европы. Если мусор уберем и фасады подремонтируем, конечно.

Фото автора и Юлии Утышевой