Карелия изнутри и издалека

О ФЦП: «Нулевой цикл, предшествующий запуску ФЦП, республика проходит сложно, но в целом с обнадеживающими результатами. Во многом благодаря заместителю секретаря Совбеза Рашиду Нургалиеву спасён градообразующий Надвоицкий алюминиевый завод. Но согласитесь: без мобилизующего начала со стороны главы региона Александра Худилайнена дело бы не пошло».

Последние полмесяца прошли прежде всего в заботах о запуске Федеральной целевой программы — ФЦП. Напомним, что её финансирование должно начаться с 2016 года. Но в проекте федерального бюджета на следующий год 3 причитающихся Карелии миллиарда рублей пока не учтены. Отсюда и понятная тревога регионального руководства.

По оптимистическим ожиданиям, депутаты Госдумы внесут поправки в главный финансовый документ страны и деньги поступят. В пользу этого — фактическое кураторство над ФЦП со стороны секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева. Он, как известно, является председателем Госкомиссии по подготовке к празднованию 100-летия Карелии по поручению президента РФ. В финансовом импульсе к экономическому оживлению региона заинтересованы и федеральные ведомства. Не говоря о прочем, им тоже проще опираться на закон, нежели всякий раз входить в положение, принимая региональных посланцев-толкачей. Это подтверждает и недавнее совещание госкомиссии по 100-летию с участием одиннадцати руководителей в ранге министров и заместителей министров. Но для нас важнее другое: федеральные 15 миллиардов, которые республика рассчитывает получить в 2016-2020 годах, служат фактическим условием для частного софинансирования. А его мы хотели бы получить в объёме целых 123 миллиардов. Так что госдумовскую отмашку ждут не только в Птз, но и далеко за пределами региона. Ибо деньги, как известно, идут к деньгам, а высокое поручительство (да ещё в контексте безопасности страны) никогда не будет лишним. Поэтому представителям Карелии в Федеральном собрании — депутатам Госдумы и сенаторам — самое время показать свою эффективность. В том числе с учётом выборов в 2016 году. Впрочем, члены госкомиссии тоже не будут рисковать своими должностями. Но пока сухо резюмируем: второе чтение проекта федерального бюджета запланировано на 2 декабря.

Нулевой же цикл, предшествующий запуску ФЦП, республика проходит сложно, но в целом с обнадеживающими результатами. Во многом благодаря заместителю секретаря Совбеза Рашиду Нургалиеву спасён градообразующий Надвоицкий алюминиевый завод. Но согласитесь: без мобилизующего начала со стороны главы региона Александра Худилайнена дело бы не пошло. Между собственником НАЗа «Русалом» и холдингом «Элсо-группа» достигнуто соглашение о создании совместного предприятия «Русский радиатор». Начало производства спланировано уже на первый квартал следующего года. Учитывая, что 90 процентов алюминиевых радиаторов Россия ввозит из-за рубежа, наш внутренний рынок обещает хорошие перспективы. Там же, как известно, создаётся и промышленный парк. До конца текущего года на реализацию проекта должно быть перечислено 100 миллионов рублей. Это 30 процентов от плановых затрат, что является расчётным показателем (своего рода гарантией) для продолжения работ. О реанимации Онежского судостроительного, газификации и начальном этапе наведения порядка с дорогами мы неоднократно писали. Как и о том, что включение северных районов Карелии в стратегическую для страны программу по освоению Арктики и приарктической зоны в Москве вспоминают чаще, чем нашу многострадальную ФЦП. Повторим, ибо это принципиально: на восемь ведущих программ социально-экономического развития Арктической зоны предусмотрено финансирование в объеме 222 миллиардов рублей только до 2020 года. Из федерального бюджета при этом поступят порядка 160 миллиардов, то есть в 10 раз больше, чем на карельскую ФЦП. Хотя понятно, что Карелия получит средства, пропорциональные своему вкладу в «освоение» Арктики.

Не умиляясь по поводу достигнутого, признаем наличие проблем с подготовкой проектно-сметной документации, выделением земельных участков под инвестпроекты и созданием для них инфраструктуры. Ещё одна наша больная тема — чрезмерная доля убыточных предприятий: 45 процентов против 31 — среднероссийских. Мало производится и собственных сельхозпродуктов, что ставит под вопрос карельский вклад в импортозамещение — одну из приоритетных для России задач (кстати, наряду с «Арктикой»). Нет ясности и с более насущной для петрозаводчан проблемой Гоголевского моста. Его реконструкция пока не попала в программу финансирования на следующий год, по крайней мере по линии Минтранспорта. Не менее ощутимы трудности регионального бюджета. Как известно, из-за изменений в федеральном налоговом законодательстве Карелия лишилась львиной доли поступлений от одного из крупнейших региональных налогоплательщиков — «Карельского окатыша» из Костомукши. Правда, замминистра финансов РФ сообщил о решении выделить региону помощь в размере почти миллиарда рублей. Перечень наших «родимых пятен» можно продолжить…

Профиль сегодняшней Карелии, как всегда, обращённой к обнадёживающим планам и многочисленным трудностям, всё же дополним лирическим взглядом со стороны. Десятидневная литературная работа с парижскими источниками, встречи с историками, журналистами, представителями русской эмиграции не обошлись без упоминания нашей республики. Среди них она, кстати, на порядок популярнее условных Брянщины-Вологодчины — при полном к ним уважении. Вот в сумме как мы смотримся из французского далека: Карелия — это прежде всего сосредоточие русского духовного опыта и его истоки: Валаам с непременным Андреем Первозванным (считается, что он здесь бывал), Соловки (их называют карельскими, потому что некоторые из собеседников добирались туда через Кемь — Беломорск), поморская цивилизация и органическая мультикультурность, язык заонежских старин, наконец, Кижи с их Преображенским храмом. Последний многим известен прежде всего благодаря прежнему настоятелю — отцу Николаю Озолину, известному в православном зарубежье. Конечно же, вряд ли кто из парижан соблазнится переездом в Карелию, хотя некоторые состоятельные эмигранты и обзаводятся жильём в Питере и Москве — эхо терактов… Но поверьте, даже то немногое, пусть поверхностное и святочное, что эмоционально связывают с нашей землёй, вызывает не только благодарность собеседникам за вежливость…