И никаких чудес

О гастролях Маяковки, комедия «Не все коту масленица»: «Никаких чудес. В спектакле нет никаких театральных современных эффектов. Артисты не идут в зал. Никто не пляшет. Все просто».

В Петрозаводске завершились гастроли театра имени Маяковского. 24 июня на сцене Национального театра показывали комедию Островского «Не все коту масленица». Режиссер – Леонид Хейфец.

Кажется, что здесь все просто – классический текст, не обремененный привязками к нынешним реалиям. Очень простая сценография: изнанка щитов, ограничивающих пространство комнаты Кругловых, — зеркальное отражение стен в доме Ахова. Там все зеленое, здесь – красное. Так же просто трансформируется стол.

Больше никаких чудес. В спектакле нет никаких театральных современных эффектов. Артисты не идут в зал. Никто не пляшет. Все просто.

Понятно, что за этой простотой – мастерство режиссера, ясно понимающего, что он хочет сказать, и талант артистов, способных из личного, хорошо отобранного материала создать ансамбль. Действие свободно развивается по всем своим театральным канонам, в каждой сцене – своя яркая точка напряжения.

Поразительно, но, даже зная текст пьесы, сомневаешься в выборе девицы Агнии – настолько колоритен «седенький» Ахов (Виктор Запорожский), настолько он роскошен и, я бы даже сказала, прекрасен своей абсолютной уверенностью в себе. Конечно, честный и боязливый Ипполит (Всеволод Макаров) уступает ему по масштабу.

Наталья Палагушкина (Агния) уже успела понравиться нашим зрителям ролями в других спектаклях. В «Плодах просвещения» она играет Таню – бойкую горничную, которая изящно дурит хозяина и его гостей-спиритов. В спектакле «Чудаки» ее Зина вовсе не романтическая барышня, страдающая оттого, что она плохо любит умирающего чахоточного. Ее героиня вполне практичная особа. Так и тут: Агния по ходу действия реально взвешивает все варианты предстоящего замужества. Ее интересует конкретика, а не эфемерность романтических чувств. Гораздо более сентиментальной оказывается ее мать (Оксана Киселева), уже пережившая историю самодурства мужа-купца. Не последнюю роль в создании домашнего мира Кругловых играет Маланья – рыжая кухарка (Юлия Яновская). Она играет на грани эксцентрики – эффектно.

Премьера спектакля прошла пять лет назад, еще до того времени, когда в театр пришел Миндаугас Карбаускис, который захотел придать коллективу новое звучание и открыть перспективы. Между тем этот спектакль прекрасно вписывается в актуальный репертуар, демонстрирует умную режиссуру и хороший актерский ансамбль.

Все рецензии «Республики» на спектакли театра имени Маяковского, представленные в Петрозаводске:

О спектакле «Маэстро»: «А потом он умер»

О спектакле «Бесприданница»: «Время цыган»

О спектакле «Август: графство Осейдж»: «Я тебя люблю. Но меня от тебя тошнит»