А потом он умер

О гастролях Маяковки, спектакль «Маэстро»: «По мысли режиссера, главный герой – скучный, серый и недалекий человек. Нет в нем ни обаяния Великого Комбинатора, ни злодейской привлекательности, ни мужского шарма, ничего. Правда, не ясно, за что его любили женщины и чем он брал остальных».

Гастроли театра имени Маяковского в Петрозаводске продолжаются. Каждый спектакль — объемная многофигурная история. Здесь все всерьез, все, как в огромных махинах – больших государственных театрах: длинное действие, костюмы про эпоху, внушительный актерский состав, декорация не по мелочи. Надо разместить героев в доме? Будет построен дом на сцене — с лестницей на второй этаж и креслами. Герои постоянно входят и выходят из дома? Вот вам стены со множеством дверей. Героям нужно играть на фортепиано? Так мы поставим на сцену сразу два инструмента!

23 июня на сцене Национального театра прошел спектакль «Маэстро». Актер театра Александр Шаврин, исполняющий в спектакле роль честного критика, сделал инсценировку романа Карела Чапека «Жизнь и творчество композитора Фолтына». Поставил спектакль Юрий Иоффе.

Премьера «Маэстро» прошла совсем недавно, в апреле этого года. Это обстоятельство поражает – старая добрая сценография и принципы режиссуры отсылают нас к каким-то давним временам. Тогда на сцене строили дома и комнаты, и если человек должен был войти в помещение, для него была готова дверь, и окно открывалось, чтобы выглядывать на улицу. В Петрозаводске, как мне кажется, зрителя уже приучили к тому, что пространство сцены может быть наполнено условными вещами, что сценография – это и функциональная, и эстетическая вещь, намекающая на потенциал художника.

Между тем наша публика, как оказалось, соскучилась по такому ретро.

В спектакле рассказана история жизни и смерти одного ничтожного человека — бездари и подлеца. Он умирает в прологе, а действие — это воспоминания о нем товарищей, соседей, жены, друзей и недругов. Во всяком случае, так казалось в первом акте, уместившем три воспоминания — друга детства героя, его соседа по комнате и женщины, которая его полюбила в юности. Потом на сцене появляется жена, чья история занимает весь второй акт, и действие из ретроспекции переходит в настоящее время.

Гастроли театра имени Маяковского в Петрозаводске, спектакль "Маэстро"

Гастроли театра имени Маяковского в Петрозаводске, спектакль «Маэстро». Фото: mayakovsky.ru

Главный герой здесь – несостоявшийся композитор Бэда Фолтын, положивший жизнь на сочинение оперы про Юдифь и не брезгующий воровством чужих стихов и мелодий. Ничего демонического в нем нет. По мысли режиссера, Бэда (Виталий Гребенников) – скучный, серый и недалекий человек. Нет в нем ни обаяния Великого Комбинатора, ни злодейской привлекательности, ни мужского шарма, ничего. Правда, не ясно, за что его любили женщины и чем он брал остальных. Актер играет одной-двумя красками и не всегда попадает в цель, используя какие-то приемы и тем более повторяя их.

Зато вполне цельный образ вышел у Зои Кайдановской, жены Бэды. Актриса, не углубляясь в самокопание, прекрасно держит первый — семейно-бытовой — план отношений с несостоятельным гением. Зал благодарно отвечает ей пониманием. На ней вся ответственность за обозначенный жанр трагикомедии.

В целом спектакль вызывает ряд вопросов. Зачем на сцене два инструмента, если ни на одном из них никто не играет по-настоящему? Зачем столько дверей, если все артисты пользуются в основном только одним входом со стороны зала? К чему это обозначение EXIT на главных дверях, намекающее на служебное помещение? Каким образом вписан в стилистику эмалированный тазик, в котором один из героев стирает носки? Зачем отнимать время сценами вроде выхода Кармен, которые не работают на идею? Почему режиссер так и не определился с этой общей идеей? Если у главного героя нет масштаба, то все действие начинает группироваться вокруг бытовой части («все мужики нахлебники и кровопийцы»). Еще непонятно, как можно готовить кульминацию, подогревать интерес зрителей к тому, какая кара настигнет героя, а потом все бросить, ограничившись фразой: «А потом он умер».

Гастроли театра имени Маяковского в Петрозаводске, спектакль "Маэстро"

Гастроли театра имени Маяковского в Петрозаводске, спектакль «Маэстро». Фото: mayakovsky.ru