Руководитель Беломорско-Балтийского канала рассказал о масштабной реконструкции одного из главных гидротехнических объектов страны.
Беломорско-Балтийский канал — это одновременно уникальная, сложная гидротехническая система и важный транспортный путь региона. На сегодняшний день для поддержания канала в работоспособном состоянии проводится большой объем текущих работ, а также активно реализуется комплексный проект реконструкции гидросооружений ББК. О модернизации транспортного узла, проблемах и перспективах его развития журналист нашей газеты попросила рассказать руководителя ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» Валерия Ивановича Волкова.
— Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, о реконструкции канала. Что уже удалось сделать на сегодняшний день?
— Наше учреждение с 2010 года в соответствии с подпрограммой «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы», утвержденной постановлением правительства РФ от 20 мая 2008 г., осуществляет работы по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала». Программа разбита на четыре этапа.
В проведении реконструкции гидросооружений ББК в 2014 году велись работы по первому и второму этапам на восьми шлюзах — №4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, водоспуске № 139 и плотине № 27.
На всех реконструируемых шлюзах взамен старых башен управления и зданий механизмов, не соответствующих современным нормам, строятся новые с применением энергосберегающих технологий, но сохраняющие аутентичность архитектуры канала. Меняются рабочие двустворчатые ворота. Установлены закладные части для плавремзаторов шлюзов в палах верхнего и нижнего бьефов. Выполняется ремонт шкафных частей аварийно-ремонтных и рабочих двустворчатых ворот. По первому и второму этапам комплексной реконструкции гидросооружений ББК на шлюзах № 4, 10, 15 по электротехнической части проведены работы по полной замене силовых, контрольных кабелей, кабелей связи, центральных и местных пультов управления, силовых распределительных щитов, дальних и ближних светофоров.
В новых зданиях для механизмов ворот и затворов и в помещениях ЦПУ закончены электромонтажные работы, установлены щиты освещения с аппаратами защиты, светильники, электрообогреватели. Устроены новые кабельные переходы через камеры и кабельные каналы вдоль камер шлюзов. На шлюзе № 10 полностью заменена схема управления поворотным автодорожным мостом. Схема выполнена с использованием блоков частного регулирования скорости.
В целом, подводя некоторые итоги, можно сказать, что реконструкция шлюзов, действительно, выполнятся комплексно. Улучшается состояние бетонных конструкций, меняется износившееся механическое оборудование, идёт полная замена электротехнического оснащения на новой элементной базе. При автоматизации процесса управления судопропуском повышается его безотказность, и улучшаются условия работы вахтенного персонала, при этом ведется мониторинг положения ворот, затворов, уровней воды в камерах и бьефах. При реализации проекта техническое состояние и уровень безопасности реконструируемых объектов будут значительно улучшены.
— Осень. Навигация подходит к концу, каковы её результаты?
— До конца навигации осталось еще полтора месяца. На Северном склоне (Надвоицы — Белое море) она будет закрыта 15 октября. На южном (от 9-го до 1-го шлюза) — 31 октября.
Следует отметить, что в этом году навигация проходит лучше, чем в предыдущем. По количеству шлюзований выполнено 107 процентов к прошлому году. Благодаря работникам пути, все прошло без аварий и инцидентов.
— Валерий Иванович, как идет обновление флота?
— Для выполнения комплекса путевых работ в ФБУ «Администрация «Беломорканал» содержится специализированный флот. Всего на балансе находится 54 единицы флота. Под наблюдением Российского Речного Регистра состоит 27 кораблей.
В 2013 году получены из нового судостроения три обстановочных судна: это теплоходы Буран», «Пеликан» и «Бекас», а в 2015 — сборщик «Эколог».
— С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе модернизации канала?
— Говоря о трудностях, невольно вспоминается авария на Маткожненской ГЭС. Три года назад ливневые дожди в бассейне реки Нижний Выг привели к осложнению паводковой ситуации в Беломорском районе и остановке работы гидроэлектростанции. Водный поток в считанные минуты достиг озера Солдатское и оттуда уже устремился к Маткожненской ГЭС. Машинный зал и все технологические помещения на нижних отметках станции были затоплены. Стоит напомнить, что Маткожненская ГЭС — это третья станция из пяти Каскада Выгских ГЭС. Она использует напорные сооружения Беломорско-Балтийского канала. В результате аварии шлюз, на котором велись реконструкционные работы, оказался отрезанным от материка, поскольку проехать к нему возможно только используя мост ГЭС, который в результате стихии был разрушен. Однако, в ходе ремонтно-восстановительных действий специалистов ТГК-1, и представителей подрядных организаций с возникшей внештатной ситуацией удалось справиться.
Безусловно, существуют финансовые трудности. В частности на третий этап, при общей стоимости проекта более 1 млрд рублей, на этот год выделено всего сто миллионов при необходимости 500 миллионов рублей.
— Сколько человек трудится в Вашем учреждении?
— В учреждении трудится более 900 человек. Коллектив профессиональный и сплоченный, который оперативно и качественно справляется с возложенными на него обязанностями. 10 сентября заместитель руководителя ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» Анатолий Петрович Серов отметил 50-летний юбилей. Пользуясь случаем, от себя лично и от нашего трудового коллектива еще раз поздравляю его с этой знаменательной датой и благодарю за добросовестный и плодотворный труд.
— Каковы перспективы развития Беломорско-Балтийского канала?
— Надо сказать, что ББК ждут большие перспективы и обширные возможности дальнейшего развития. Идет интенсивное осваивание месторождений Севера, и доставка материалов и оборудования из центральной части России, используя водный путь, возможны только через Беломорско-Балтийский канал. Работы по реконструкции также позволят улучшить условия судоходства, будут способствовать развитию туризма и организации круизов. Уже сейчас очень востребован красивый туристический маршрут на Соловецкие острова. Работает несколько судоходных компаний, которые осуществляют перевозки пассажиров.
Валерий Иванович, подводя итоги сказанному, вновь убеждаюсь в том, что значение ББК для народного хозяйства переоценить невозможно. Большое спасибо за беседу. Удачи Вам и семь футов под килем!
Материал предоставлен районной газетой «Диалог»