Зарплата в конверте: как бороться с теневой занятостью

Белая зарплата ниже «минималки», а остальное – на руки, отказ заключать трудовой договор… Куда можно обратиться, если вы не согласны с такими условиями работодателя? И что ему может грозить за нарушение ваших трудовых прав?

Серые зарплаты

Фото: pixabay.com

По данным управления труда и занятости республики, с начала года в Карелии выявлено свыше 4,4 тысячи случаев неформальной занятости – устройства на работу граждан без оформления трудовых отношений, выплат зарплат в конвертах. Часто о таких фактах сообщают сами работники.

Каждая ситуация подробно изучается специалистами (сообщения могут и не подтвердиться). А работодателям дается шанс выступить с разъяснениями на заседании межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости и легализации теневой части заработной платы. Входят в нее представители контрольно-надзорных органов, налоговой службы, Госинспекции труда, государственных внебюджетных фондов.

Так, на очередном заседании рабочей группы в поле зрения ее участников попал известный в республике предприниматель, занимающийся рыбоводством. На него пожаловался некий гражданин, сообщивший, что на предприятии якобы трудятся подсобные рабочие без оформления трудовых договоров.

Представлявшая интересы фирмы юрист сообщила: работодатель, действительно, принимает на работу в качестве подсобных рабочих граждан Киргизии и Белоруссии. Когда они прибывают в Карелию, им требуется встать на миграционный учет, оформить все остальные необходимые для официального трудоустройства документы. Занимает это месяц-полтора. В этот период, уверяет женщина, трудовых функций иностранные рабочие не выполняют и денежного вознаграждения не получают.

Участников рабочей группы заинтересовал и еще один вопрос. На 10 октября у предпринимателя числилось свыше 100 работников. Из них только у восьми зарплата выше или на уровне отраслевой. Часть работников получают зарплату даже ниже 11 тысяч рублей, то есть минимального размера оплаты труда.

На это у представительницы рыбоводческого хозяйства тоже нашлось объяснение: она утверждает, что многие работники оформлены на неполный рабочий день, повременную оплату труда.

— У нас не раз были проверки, все результаты удовлетворительные, нарушений не выявлено, — заявила она.

Рабочая группа по снижению неформальной занятости и легализации теневой части заработной платы. Фото: Наталья Овсянникова

Рабочая группа по снижению неформальной занятости и легализации теневой части заработной платы. Фото: Наталья Овсянникова

Как бы то ни было, по предложению руководителя управления труда и занятости Елены Фроловой ситуацию в этом рыбоводческом хозяйстве участники комиссии решили оставить на контроле. И запросить дополнительные документы по бухгалтерской отчетности, чтобы изучить, имеются ли у работников основания для жалоб на нарушения трудового законодательства.

— Разумеется, надо все тщательно проверить, но пока складывается впечатление, что часть коллектива официально работает на неполном рабочем дне. А остальное рабочее время трудится, получая заработную плату неофициально, — отметила Елена Фролова.

Еще одна история и вовсе запутанная. В ней фигурируют две строительные фирмы с практически идентичными названиями (отличие только в одном слове). От одной из них были поданы вакансии в службу занятости. Но обратившимся по объявлениям людям предлагали работать почему-то в другой фирме.  По крайней мере, так утверждает жительница Петрозаводска, пожаловавшаяся, что в отношении нее было нарушено трудовое законодательство. Женщина сообщила, что трудовые договоры с работниками не заключаются, зарплата выплачивается в конверте. Об этом она написала главе Карелии в социальных сетях.

Представитель этих организаций на заседании комиссии все это отрицала: мол, и вакансий никаких в службу занятости не подавали, и зарплат в конвертах ни в коем случае не выплачивают. Но при этом женщина так не смогла внятно сказать,  сколько человек трудятся в ее совсем небольшой фирме – трое, пятеро, семеро (самые разные цифры по ходу обсуждения всплывали).  Размер зарплат работодатель тоже назвать не смогла.

Дальше – больше: выяснилось, что возглавляемая ею организация уже не первый год не подает вообще никаких сведений ни в налоговую, ни в Пенсионный фонд.  За что уже трижды привлекалась к административной ответственности. Вот только штрафы и по сей день остаются неоплаченными. А Госинспекция труда и занятости никак не может вручить руководителям таинственной фирмы уведомление о проведении документарной проверки. Они, похоже, просто не читают корреспонденцию, которая приходит на юридический адрес их организации.

Если работодатель и дальше будет уклоняться от получения уведомления, то по адресу, на который зарегистрирована фирма, будет проведена выездная проверка, предупредили участники рабочей группы. И постановили пригласить на следующее заседание как руководство организации, так и пожаловавшуюся на него заявительницу (отметим, что обратившаяся с жалобой женщина выразила полную готовность на такую своего рода «очную ставку»).

После проведения дополнительных проверок, не исключен и вариант дисквалификации не желающей соблюдать закон компании – по совокупности всех допущенных ею нарушений. Если же говорить об уклонении от заключения трудового договора или ненадлежащем его оформлении, то работодателю грозит административный штраф: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

При этом и на федеральном уровне, и от некоторых регионов периодически звучат предложения ужесточить ответственность работодателей за серые и тем более черные зарплаты.  «Республика» обратилась за комментарием к начальнику управления труда и занятости Елене Фроловой.

Елена Фролова. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Елена Фролова. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Неформальная занятость, выплата заработных плат «в конвертах» — уродливое социальное явление. В первую очередь, оно наносит ущерб социально-экономической сфере государства, лишая бюджеты платежей. Стоит ли говорить, что эти средства можно было бы потратить на ремонт дорог, развитие социальной инфраструктуры и многое другое… Достаточно большие потери несет и работник, чьи трудовые отношения  не оформлены официально. В будущем он не сможет рассчитывать на достойную пенсию, а сегодня — на иные выплаты в случае болезни, травмы или иных обстоятельств. Что касается работодателей, позволяющих такие нарушения, как неформальная занятость, то в практике субъектов Российской Федерации есть такой термин – «нерукопожатый работодатель». Таким образом общество высказывает свое объективное отношение к нарушителям закона, — сказала Елена Фролова.

Напомним, что проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении работодателей, нарушающих трудовые права граждан, в том числе принимающих на работу без оформления трудовых отношений и выплачивающих заработную плату «в конвертах», возможно только на основании заявлений со стороны самих работников.

Сообщить о нарушении трудовых прав можно по «горячим линиям»

Государственная инспекция труда в Республике Карелия
(8-814-2) 78-43-67
Управление федеральной налоговой службы по Республике Карелия
(8-814-2) 79-77-35
Министерство внутренних дел по Республике Карелия
(8-814-2) 71-54-20
Прокуратура Республики Карелия
(8-814-2) 71-78-46
Следственное управление Следственного комитета
(8-814-2) 59-25-92
Министерство финансов Республики Карелия
(8-814-2) 71-70-01
Управление труда и занятости Республики Карелия
(8-814-2) 59-26-26