«В какой Карелии мы хотим жить?»

"Долгая пред- и послевыборная страда уверила нас в том, что слова важнее дел. Поэтому к повседневности мы возвращаемся нехотя, как к чему-то неинтересному": итоги полумесяца с советником главы Карелии Борисом Подопригорой.

18 октября одна из главных экспозиционных площадок страны — Торгово-промышленная палата (ТПП) России — была предоставлена Карелии. Ибо прежде, чем что-то строить, формируют бригаду. В наше время — чаще с участием инвесторов. Им, а ещё многим потенциальным участникам нашей стройки, было рассказано, что хочет и может Карелия.

Скажем честно: о Карелии даже внутри страны знают немного и, в основном, однобоко: лес, щебень, рыбалка. Кто хочет, может за это попенять власти. Справедливости ради уточним: аналогичная презентация, проведённая 15 лет назад под эгидой минэкономики России, всё же отличается от нынешней, как ночь ото дня. Карелия, по крайней мере, заворожила, но возможно, ещё не заинтересовала собой так, чтобы сюда пошли деньги, много денег. А они, точнее их количество, — мерило любых планов.

Выступление главы республики Александра Худилайнена стало, пожалуй, самым впечатляющим фрагментом пятичасового действа. В узкопрактическом смысле специалистов заинтересовало создание территорий опережающего развития, тем более что подходы к ним ещё не до конца определились в масштабах страны. Все опрошенные участники (это не фигура речи, а задача, решаемая автором этих строк) отметили доскональное знание главой регионального хозяйства. Впоследствии это, по меньшей мере, дважды признал президент торгово-промышленной палаты, весьма искушенный в подобных презентациях. Отметили и наглядность выпущенного накануне журнала, также посвящённого Карелии, и подборку кадров: телеканал «Страна» совместно с ТПП в течение недели рассказывал о жизни республики. Что касается телероликов, то запомнилось изумление одного из дипломатов с постсоветского пространства. Он сильно удивился наличию в Карелии, представьте, консерватории – в его стране её нет, а сам он музыкант! — но главное – выходу в Арктику (наверное, у него и глобус другой).

Приняты во внимание неоднократные ссылки главы региона, других выступающих на приближающееся столетие республики, что позволяет централизовать усилия структур всех уровней в расчёте на социально-экономический эффект. Хватало и кулуарной иронии типа: Республике Карелия – 100 лет, а просто Карелии – где-то за 500! Но главное впечатление от региона «подготовило» начало строительства Белопорожских ГЭС, заметьте, на средства международного банка (БРИКС), да ещё силами известной (например, в Коми и Подмосковье) кампании «Норд Гидро» при опоре на местных строителей – «Карелстроймеханизации». Своевременную рекламу проекту сделали президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. За предыдущую неделю они несколько раз упоминали карельскую стройку, которую предстоит завершить к осени 2019 года. Но главное тут, пожалуй, в другом: электроэнергия как никакая другая ассоциируется с энергией делового поиска. А энергодефицит — во всех смыслах этого слова — служит главным препятствием для инвестиций: 40-процентная собственная энергообеспеченность республики (без поставок из Ленинградской и Мурманской областей) осложняет репутацию Карелии больше, чем другие её проблемы.

Вот этот поиск и отметили многие собеседники, в том числе, из небедного и дальновидного Китая. Повторим: это не значит, что все они уже завтра поспешат с предложениями, но, как дипломатично выразился один из руководителей ТПП, «деловой резонанс от карельской презентации – выше, чем средний при аналогичных представлениях других регионов».

Весьма вероятно, что реноме республики поддержали два мероприятия, окаймлявшие московскую презентацию. Это подведение итогов дорожного ремонта (700 млн. рублей, выделенных на эти цели в 2016 году, — рекорд последних нескольких лет) и контроль за сдачей жилья со стороны председателя наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергея Степашина. Ни то, ни другое не даёт расслабиться, но работа идёт, это видят и со стороны.

Подведём итоги: что точно захватило участников презентации? Это масштаб и интенсивность поиска регионом своего коммерчески встроенного в мировой рынок места в системе международных и межрегиональных экономических связей. В том числе (это не выглядело скороговоркой) — для последующего социально-экономического подъёма. Что нам желают? Застолбить место одного из главных организаторов северного туризма – а он по мировой практике выделен в самостоятельное направление. Тем более что карельская Рускеала в последние годы получила всероссийскую известность, в чём-то даже «оттеняющую» Кижи с Валаамом. Нам намекают: эта роль требует как развития инфраструктуры, так и более высокой культуры предоставления услуг.

Об этом и многом другом разговор ещё впереди…