Троллейбусное предприятие в Петрозаводске продадут, чтобы поддержать вологодский бизнес?

Ситуация вокруг банкротства МУП «Городской транспорт» в Петрозаводске начинает проясняться. Похоже, в нынешней горадминистрации задумали реализовать схему, которая уже применялась в карельской столице несколько лет назад и закончилась плачевно для троллейбусного предприятия.

Напомним, что на недавней пресс-конференции мэр Петрозаводска Галина Ширшина и и.о. директора МУП «Городской транспорт» Андрей Афанасьев под нажимом прессы признали, что вместо процедуры финансового оздоровления троллейбусное предприятие готовится к следующей стадии банкротства – внешнему управлению. Это означает продажу имущества для расчетов с кредиторами. На этой же пресс-конференции Галина Ширшина обмолвилась о том, что городским электротранспортом заинтересовался некий инвестор — компания из Вологды.

По мнению экс-директора «Городского транспорта» Вадима Сухарева, это заявление ставит все на свои места и проясняет, какую судьбу уготовила муниципальному предприятию городская администрация.

«Когда стало известно, что мэрия Петрозаводска и назначенный с ее подачи временный управляющий будут рекомендовать собранию кредиторов введение внешнего управления, что означает реализацию имущества, стало понятно, что «Городской транспорт» готовят к продаже. Вопрос только, кому? Теперь, судя по всему, стал известен и потенциальный покупатель», — отмечает Вадим Сухарев.

По его словам, он хорошо знаком с деятельностью вышеозначенной вологодской фирмы.

«Это большой холдинг, я там был два раза в командировках. Его основная деятельность – производство троллейбусов. Продукция этого холдинга эксплуатируется в Москве, Санкт-Петербурге и Петрозаводске в том числе. Мы закупили у них два года назад два троллейбуса – это неплохие низкопольные машины, но не дешевые, по 8 миллионов рублей каждая. Но дело в том, что этот холдинг организация пассажирских перевозок как таковая не интересует, его интересует расширение рынков сбыта своей продукции, которой они загружают транспортные предприятия через лизинговые схемы», — поясняет Вадим Сухарев.

Для того чтобы понять, о чем идет речь, достаточно вспомнить не такой уж давний опыт, оказавшийся весьма печальным для петрозаводского электротранспорта. Троллейбусное предприятие в свое время уже приобретали инвесторы — московские. В 2005 году городские власти отдали весь имущественный комплекс предприятия фирме «Регионавтотранс» из Первопрестольной. Как выяснилось впоследствии, эта фирма была ни чем иным, как структурным подразделением большого концерна «Русские автобусы», который занимается продажей по всей стране троллейбусной и автобусной техники.

Далее «Регионавтотранс», используя арендованное имущество, организовал ОАО «Троллейбусное управление» и продавал ему по лизинговой схеме свою технику, обеспечив ей канал сбыта. Учитывая, что лизинг – это по сути долгосрочная аренда с последующим правом выкупа, такая схема позволяет поставщику или производителю зарабатывать без особого риска, получая от покупателя регулярные платежи. Если же клиент в итоге оказывается не в состоянии выкупить технику, продавец просто забирает ее обратно. Ровно так и произошло в Петрозаводске: выплатив большую часть лизинговых платежей, загнанное в долги ОАО «Троллейбусное управление» так и не смогло окончательно рассчитаться за поставленные машины, и несколько десятков автобусов и троллейбусов уехали в другие регионы. ОАО «Троллейбусное управление» обанкротилось, и электротранспорт вновь стал муниципальным.

Петрозаводск, кстати, еще легко отделался: в Кургане, например, аналогичная схема привела к тому, что город остался вообще без муниципального транспорта. Следует также упомянуть, как этот опыт продажи петрозаводского троллейбусного предприятия частникам отразился на стоимость проезда: за весь период работы ОАО цены на билеты только росли. С 2005 по 2010 год стоимость проезда увеличилась с 8 до 15 рублей. Вадим Сухарев уверен, что так же произойдет и на сей раз, если городская администрация опять продаст троллейбусное предприятие коммерсантам.

«Частный бизнес не будет работать себе в убыток, это же очевидно. Сама же Галина Ширшина не так давно говорила, что электротранспорт в муниципальной собственности — это гарантия сдерживания роста цен. И вот теперь в мэрии заговорили о продаже в частные руки. Если это произойдет, то уж, конечно, не только о 10 рублях за проезд забыть придется, но, боюсь, и о 15-ти, и о 17-ти рублях… Учитывая экономически обоснованную стоимость, рост тарифов на электроэнергию, речь, полагаю, будет идти о 25-ти, а то и 30-ти рублях за поездку. По крайней мере, как я уже говорил, в 2010 году вышеназванный вологодский холдинг обращался к нам с предложениями, и уже тогда с их стороны говорилось о необходимости повышения цены за билет свыше 20 рублей», — говорит Вадим Сухарев.

Словом, чем дальше, тем меньше сомнений в том, зачем на самом деле были затеяны ценовые эксперименты с муниципальным предприятием в стадии банкротства, почему мэрией так упорно отвергаются планы финансового оздоровления, считает Вадим Сухарев.

«По моей информации, кроме Петрозаводска, этот же холдинг проявляет интерес к троллейбусному предприятию в Великом Новгороде. Там электротранспортное предприятие загнали в банкротство, сейчас его пытаются выкупить (по информации новгородских СМИ, городская дума выступила против – прим. ред.)», — добавляет Вадим Сухарев.

Словом, все, что происходит сейчас вокруг «Городского транспорта», очевидно, является продолжением начавшейся несколько месяцев назад истории с переделом рынка пассажирских перевозок в Петрозаводске. И проигравшими в этой истории останутся горожане, которые рискуют остаться вообще без социальных перевозок.