Такие маленькие кадры

Преподаватели и бизнесмены поспорили, могут ли школьники работать на экономику и как заставить экономику работать на школьников.

Участники дискуссии испытывали неоднозначные эмоции. Фото: Николай Смирнов

Фото: Николай Смирнов

Накануне ученые и бизнесмены провели очередную стратегическую сессию в рамках партнерства региональных властей с московским Агентством стратегических инициатив. На этот раз дискуссию посвятили подготовке квалифицированных кадров для карельской экономики.

В обсуждении больной для республики темы пригласили поучаствовать не только представителей бизнес-сообщества, но и преподавателей. Первые попытались объяснить, что их не устраивает в профессиональной подготовке школьников и студентов, последние – что нужно менять в поведении работодателей.

Сессию, как всегда, открыл директор Института экономики (и будущий вице-премьер) Юрий Савельев. Он обозначил главные проблемы, стоящие перед республикой в сфере подготовки кадров. Это и небольшое население Карелии (меньше 630 тысяч человек, то есть около половины процента населения страны), и вытекающая отсюда нехватка трудовых ресурсов, и недостаток квалифицированных специалистов.

Естественная убыль населения дополняется отрицательным миграционным балансом, причем из республики уезжают всё больше квалифицированные и молодые, сетовал Савельев. Поэтому структура трудовых ресурсов в Карелии оставляет желать лучшего. А от этого напрямую зависит состояние экономики как таковой.

Юрий Савельев вчера провел первую сессию в новом для себя статусе будущего вице-премьера. Фото: Николай Смирнов

Юрий Савельев вчера провел первую сессию в новом для себя статусе будущего вице-премьера. Фото: Николай Смирнов

— Уровень квалификации трудовых ресурсов – один из ключевых факторов инвестиционной привлекательности и экономического развития региона в целом. И Карелия в этом отношении рассматривается как достаточно проблемный регион, — резюмировал ученый.

Сформулировал Савельев и главный вопрос, ответить на который предстояло участникам сессии: как наладить эффективное взаимодействие между системой образования и региональной экономикой?

Первым к ответу призвали замдиректора петрозаводского Детско-юношеского центра Дениса Рогаткина. Он рассказал о состоянии научно-технической деятельности детей в карельской столице.

— Последние лет десять во всем мире мы видим резкое усиление интереса к проблеме молодежи. Происходит это по одной простой причине: молодежь становится критически важным ресурсом для развития экономики. Либо молодежь остается здесь, и тогда у экономики есть шанс на развитие, либо молодежь исчезает – и тогда развития не будет, — задал преподаватель ритм дискуссии.

Но молодежь нужно не просто оставить в регионе – сначала ее придется обучить, чтобы она могла вносить реальный вклад в развитие региона. И обучение это, считает Денис Рогаткин, нужно начинать как можно раньше: не в вузе, а в школе. Именно этим занимается Детско-юношеский центр.

В этом центру помогает «Школьная лига Роснано» – федеральный проект, позволяющий учителям повысить свою квалификацию, а детям – поучаствовать в реальных научных исследованиях. Главная цель программы – соединить школу и крупный бизнес.

— Мы начали работать с Роснано с очень простой вещи, которая называется наночемоданчик. «Школьная лига» сделала в буквальном смысле небольшой чемодан и запихала в него разные колбы и пробирки, с помощью которых можно демонстрировать около 50 опытов, связанных с нанотехнологиями. И у детей действительно загораются глаза.

Преподаватель полагает, что такого рода обучение должно быть массовым. В противном случае, если заниматься только отдельными талантливыми детьми, региональная экономика не почувствует на себе никакого эффекта. Талантливые дети вырастут и уедут в крупные города, а Карелия останется ни с чем. Но сейчас в Петрозаводске научно-техническим творчеством занимаются лишь порядка двухсот-трехсот человек.

Денис Рогаткин отчитывался за всё детское научно-техническое творчество Петрозаводска. Фото: Николай Смирнов

Денис Рогаткин отчитался за всё детское научно-техническое творчество Петрозаводска. Фото: Николай Смирнов

Чтобы расширенное научно-техническое обучение школьников стало массовым, нужна поддержка бизнеса. Сделать это можно, например, с помощью центров молодежного инновационного творчества. Эти структуры создаются при коммерческих компаниях и получают право на субсидии для приобретения высокотехнологичного оборудования.

60 процентов времени работы на этом оборудовании ЦМИТ обязан предоставлять молодежи, остальную часть он использует в своих коммерческих интересах. Есть пример Пензенской области, где в прошлом году на центры было потрачено более 27 миллионов рублей, причем региональная казна внесла в эту сумму меньше полутора миллионов (остальное – субсидия от федерального Минэкономики).

По словам Дениса Рогаткина, в Карелии опытом Пензенской области вдохновились и подсчитали, сколько на организацию ЦМИТа должен потратить наш бюджет. Оказалось, около 300 тысяч рублей. Теперь осталось оформить и подать в Москву необходимые документы.

— Мы разворачиваем детей лицом к бизнесу, но кто-то должен разворачивать бизнес лицом к детям, — подытожил преподаватель.

Еще один способ вовлечь детей и молодежь в инновационную сферу – международная программа WorldSkills. О российском опыте участия в ней рассказала руководитель Центра развития профессионального образования Ольга Лурье.

Россия вступила в систему WorldSkills в 2012 году. С тех пор ассоциированными членами программы WorldSkills Russia стали 74 субъекта федерации. Однако Карелии среди них нет (всего в стране, напомним, 85 регионов).

Цель программы – повышение престижа рабочих и инженерных профессий и развитие навыков профессионального мастерства во всемирном масштабе. В рамках движения регулярно проходят чемпионаты – региональные, национальные и так далее.

На «Петрозаводскмаше»

Программа WorldSkills ориентирована на повышение престижа рабочих профессий. Фото: Николай Смирнов

Карельские активисты уже подготовили документацию, необходимую для включения республики в движение. Сейчас она находится в региональном Министерстве образования и ждет пересылки в Минэкономики. Есть только одна проблема – финансовая.

Дело в том, что участие в программе WorldSkills предполагает внесение ежегодных взносов и требует сопутствующих затрат по нескольким заранее оговоренным статьям. По подсчетам Ольги Лурье, если начать процесс подключения в ближайшее время, уже в 2016 году Карелии придется заплатить чуть меньше четырех миллионов рублей. Почти вдвое больше придется вносить ежегодно начиная с 2017-го.

Кроме того, участники движения, не выполняющие определенные требования WorldSkills, рискуют получить серьезные штрафы. Помимо денежных затрат это грозит Карелии как потенциальному члену программы ощутимыми имиджевыми потерями.

Во время дискуссии вспоминали и другие способы поднять республику с колен с помощью молодых специалистов, но все они так или иначе сводились к участию школьников и студентов в международных и всероссийских соревнованиях и к наведению порядка в системе профессиональной подготовки.

Высказывались и опасения, что прикладывать большие усилия к подготовке слесарей, электриков и прочих людей реального труда недальновидно, поскольку в ближайшие десять – пятнадцать лет эти профессии потеряют смысл из-за роботизации и развития информационных технологий. Впрочем, большинство участников дискуссии почитали, что России и особенно Карелии такая участь не грозит даже в среднесрочной перспективе.

В результате сошлись на том, что в Карелии нужно как можно скорее развивать массовое дополнительное образование, в том числе экономическое. Речь идет прежде всего о  том, что школьник, входящий в самостоятельную жизнь, у нас зачастую не обладает даже базовой финансовой грамотностью. Как результат – он не умеет пользоваться кредитами, не знает, как платить налоги, не способен рационально планировать собственный бюджет.

Еще один вывод, сделанный участниками дискуссии: чтобы наладить связь школы и бизнеса, нужно развивать систему дуального образования. Эта система предполагает активное участие предприятий в формировании учебных курсов и в реальном обучении школьников и студентов.

А для того, чтобы дуальное образование в Карелии действительно развивалось, необходима – и это был последний и главный вывод – продуманная политика региональных властей, разработанная совместно с общественностью и представителями того самого бизнеса.

Закончили на оптимистичной ноте. Юрий Савельев, как всегда, пообещал составить перечень рекомендаций, которые войдут в паспорт рассмотренного проекта. Более детально паспорт будет разрабатывать инициативная группа, которую сформируют в ближайшее время. Затем документ, как и паспорта остальных проектов, передадут лично главе республики. Случится это в конце апреля, после финальной стратегической сессии.