Оцифровать судно

Онежский судостроительный завод динамично развивается. За два года количество работников выросло со 170 до 446 человек. Завершено строительство 10 судов различного класса. В портфеле заказов еще пять судов. В начале февраля правительство Карелии подписало соглашение о сотрудничестве с предприятием.

На Онежском судостроительном

На Онежском судостроительном заводе. Фото: Николай Смирнов

В первых числах февраля прошло подписание соглашения о сотрудничестве между правительством Карелии и ООО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод». После церемонии подписания руководитель предприятия Владимир Майзус ответил на вопросы корреспондента «Республики».

Фото: ИА "Республика" / Юрий Шляхов

Артур Парфенчиков и Владимир Майзус. Фото: ИА «Республика» / Юрий Шляхов

— Владимир Борисович, как повлияет на работу предприятия только что заключенное соглашение?

— Мы постоянно ощущаем поддержку правительства Карелии. Но помощи мало не бывает. Конечно, хотелось бы еще большего внимания, особенно в решении вопросов, касающихся развития завода.

— Какие контракты сейчас выполняет судостроительный завод?

— В разной стадии строительства у нас находятся три шаланды, лоцмейстерский катер и дноуглубительное судно. За исключением земснаряда все планируем сдать к концу этого года. Дноуглубительное судно требует значительно большего внимания. В российском судостроении подобных проектов раньше не было. Мы работаем в тесной связке с голландским концерном Damen Shipyards Group. Ожидаемый срок сдачи судна заказчику — конец навигации следующего года.

— Где будет использоваться земснаряд?

— Судно «Юрий Маслюков» строится для работы в Белом, Карском, Балтийском морях. Однако сразу же хочется отметить, что в перспективе оно может работать на любом водном бассейне страны. Конструкция судна позволяет ему перемещаться по водным артериям России.

— После завершения существующих контрактов вы ждете новых заказов от Росморпорта?

— Мы постоянно ищем новые коммерческие заказы. Сейчас мы боремся за заказ на строительство грузопассажирского судна. Оно может быть первым в линейке из семи судов, предназначенных для навигации на реках Лена, Обь и Енисей.

Более того, опыт реализации этого проекта позволит нам в будущем перейти на строительство пассажирских судов небольшого водоизмещения, способных осуществлять навигацию на всех крупных и средних реках.

— На церемонии подписания соглашения вы коснулись вопроса организации на базе Онежского судостроительного завода цифровой верфи. Расскажите о ней более подробно.

— Вопрос создания на базе нашего предприятия цифровой верфи был впервые поднят на совещании в рамках работы Государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия осенью прошлого года. Концепцию и проект глубокой модернизации судостроительного завода разрабатывает Санкт-Петербургский государственный морской университет. Идея цифровизации подразумевает интеграцию всех программных продуктов, которые будут использованы еще на предпроектной стадии, начиная от переговоров с потенциальным заказчиком. В процессе производства будет использован набор современных технологий, включая технологии лазерной резки и сварки металлов. Машины и станки предполагается информационно связать между собой в единую систему управления. Это обеспечит машиностроительную точность по всей цепочке постройки судов. Все это будет представлять единую систему управления и производства. Пока мы еще в самом начале этого пути.

— Что даст реализация проекта?

— Сейчас цикл строительства судна в среднем составляет год-полтора. Мы ожидаем, что он сократится примерно на три месяца. Процентов на двадцать снизится себестоимость строительства. Возможно, экономия будет значительно выше, сейчас сложно сказать. В России цифровых верфей еще нет.

Лоцмейстерский катер. Фото: Андрей Раев

Напомним, образованное при активной поддержке региональных властей и Росморпорта предприятие динамично развивается. За два года количество работников возросло более чем в два с половиной раза — со 170 до 446 человек.

С начала запуска производства завершено строительство 10 судов различного класса. В портфеле заказов производство еще пяти судов различного класса. Также работники предприятия сейчас ремонтируют семь судов, делают буи для навигации.

— Возрождение завода на берегах Онего не только способствует становлению отрасли и пополнению отечественного флота современными судами, но также имеет большое значение для развития экономического потенциала Республики Карелия, — отметил во вступительном слове глава Карелии Артур Парфенчиков.

Соглашение предусматривает расширение взаимодействия сторон по вопросам развития и эффективности работы судостроительных предприятий Карелии, выходу продукции на новые рынки сбыта.

— Будем надеяться, что наши партнерские отношения продолжат развиваться и позволят не только сохранить производство судов различного класса на территории республики, но и расширить выпуск других видов продукции, — подытожил руководитель региона.

В ответном слове руководитель судоремонтного завода поблагодарил правительство республики за постоянную помощь и поддержку.

— С самого начала все время мы чувствуем помощь и поддержку. Благодарю вас от лица коллектива предприятия,- отметил Владимир Майзус. – Сейчас перед нами стоит амбициозная задача по созданию цифровой верфи. Мы ведем активную работу в этом направлении, — рассказал директор завода, добавив, что это будет прорыв в судостроении.