Импортозамещение по-ирански: с чем приехала карельская бизнес-миссия из Тегерана

Дмитрий Родионов и Владимир Лабинов рассказали об итогах переговоров с иранскими промышленниками. Есть результаты по камню, лесу и рыбным кормам.

Журналисты встретились с вице-премьером по экономике Дмитрием Родионовым и главой Минсельхоза Владимиром Лабиновым, которые вернулись из рабочей поездки в Исламскую Республику Иран. Министры рассказали о соглашениях, достигнутых с иранскими производителями по камнеобработке, рыбоводству, лесной промышленности и логистике.

Дмитрий Родионов и Владимир Лабинов. Фото: "Республика" / Даниил Рыжихин

Дмитрий Родионов и Владимир Лабинов. Фото: «Республика» / Даниил Рыжихин

«Иран — это та страна, которая уже 40 лет живет под санкциями, но при этом она вызывает впечатление развивающейся страны с растущей экономикой и с возможностями по взаимодействию, нам есть чему у них поучиться», — отметил Дмитрий Родионов, возглавлявший бизнес-миссию в Иране.

«Намеков на какой-то застой или упадок мы не отметили, и особенно было приятно предельное дружелюбие, открытость и контактность даже вне официальных встреч», — добавил Владимир Лабинов.

Лесная промышленность

Первым направлением работы бизнес-миссии в Иране стала презентация возможностей карельского лесопромышленного комплекса. Дмитрий Родионов рассказал, что наша продукция вызвала неподдельный интерес у местных производителей, а именно у иранской Ассоциации лесопереработчиков и у Союза производителей и экспортеров мебели.

Карельская бизнес-миссия в Иране. Фото предоставлено Алексеем Раумо

Карельская бизнес-миссия в Иране. Фото предоставлено Алексеем Раумо

Карельские производители провели множество встреч со своими иранскими коллегами. Как рассказал вице-премьер, в основном потребности иранцев заключатся в сырой необрезанной доске, которую в страну сейчас завозят из Сибири, но при этом рынок остается емким и ненасыщенным. Правда, как отмечает Дмитрий Родионов, цена у нашего товара будет отличаться от той, по которой мы поставляли древесину в Европу.

«Предложение, конечно, будет немного другое, потому что у нас основной товарооборот шел по высококачественным пиломатериалам, ориентированным на Европу, а здесь у нас будет иная структура товара и несколько другая цена соответственно», — сказал Родионов.

Вице-премьер отметил, что республиканские власти и бизнес рассматривают Иран не только как потребителя пиломатериалов, но и как транзитный регион, через который можно поставлять высококачественные материалы, целлюлозу и бумагу в Азию и Африку.

«Мы встречались с крупнейшими иранскими компаниями, которые организуют логистику. Вариантов много, первый — доставка железной дорогой через Азербайджан или Туркменистан, при этом компании предоставляют свои контейнеры. Второй вариант — это водный транспорт, который будет перевозить продукцию через бассейн Каспия и выше по реке Колга. Нам даже были предложены варианты доставки воздухом «, — рассказал Дмитрий Родионов.

Камнеобработка

После очередных западных санкций в России начала наблюдаться нехватка высококачественного мрамора. Восполнить эту нехватку можно с помощью иранского камня, считают в Минэке.


Итогом встреч карельских и иранских горнопромышленников явилось подписание соглашения о поставке мрамора.

Также был подписан меморандум о возможном создании в Карелии российско-иранского шоурума (торговой площадки, ориентированной на демонстрацию товара) по продаже камня. Иранская сторона планирует инвестировать около 5 миллионов евро в строительство.

Иранская компания IDRO (Организация промышленного развития и обновления Ирана) проявила готовность участвовать в разработке на территории Карелии месторождений как общераспространенных (те, что встречаются повсеместно) ископаемых, так и необщераспространенных (нефть, газ, металлические руды и прочее).

Форелеводство

Иран является первой в мире страной по объему выращивания форели — 200 тысяч тонн в год. При этом в целом аквакультуры выращивается 500 тысяч тонн. Поэтому предприятий, производящих комбикорма, в стране достаточно. Всего в Иране действует 15 цехов, создающих продукцию по всем европейским  стандартам.


Сейчас в Карелии существует нехватка комбикормов. По информации Владимира Лабинова, республика потребляет 50 тысяч тонн кормов в год, и 85% из них покупались за рубежом. В связи с санкциями возникла необходимость в поиске новых производителей.

«Сейчас мы работаем по принципу «с миру по нитке». Во-первых, у наших форелеводов есть запасы: у кого-то много, у кого-то мало, также продолжаются поставки из европейских стран, в том числе санкционных. Также мы смогли наладить работу с белорусскими и отечественными предприятиями, которые увеличили объемы производства. Но пока что наша потребность не закрыта», — рассказал глава Минсельхоза.

Карельская делегация оценила уровень производственного оборудования и в целом работу комбикормовой промышленности Ирана. Правда, сейчас она не в состоянии одномоментно взять и восполнить существующую в нашей республике нехватку.

Кроме того, иранские рыбоводы производят не ту форель, которую привык видеть российский потребитель. Она гораздо менее жирная и другого цвета, поэтому для нужд Карелии исламская республика будет производить комбикорма по специальной формуле, что повысит стоимость продукции.

«Мы обозначили, что в наших комбикормах содержание жира должно быть больше, поскольку в осенний период нам нужно, чтобы рыба смогла перезимовать, ведь ей в анабиозе нужно иметь определенный запас, как медведю. Учет всех наших требований удорожает корм, насколько — пока сказать не могу. Скажу одно — на сегодня их цена ниже европейской», — отметил Владимир Лабинов.

Этим летом карельская делегация планирует еще раз съездить в Иран, чтобы заключить договоры на конкретных проработанных условиях по всем трем направлениям.

«К сожалению, в рамках нашей бизнес-миссии не хватило времени для более детального обсуждения всех инвестиционных предложений, но мы обязательно в течение лета снова отправимся в Исламскую Республику Иран для предметной работы по всем предложениям», — отметил в заключение Дмитрий Родионов.