Александр Худилайнен рассказал московским журналистам о проблемах в ЛПК, планах по освоению лесных ресурсов и о пристальном внимании ОНФ к проблеме.
В издании «Ъ-Огонек» вышло интервью с Главой Карелии. Московские журналисты интересовались визитом Александра Бречалова и членов Общероссийского народного фронта, а также проблемами Карелии в лесной сфере.
— Мы с ОНФ сотрудничаем давно и плодотворно, их доводы по многим проблемным вопросам в республике понятны и соответствуют реальности. Но я всегда призываю к взаимной гражданской ответственности. Выявить проблему — это еще половина дела, даже четверть, а вот решить ее быстро и в рамках закона сложнее. Конечно, ситуация с незаконными рубками непростая, но Карелия не является лидером по числу нарушений в Северо-Западном федеральном округе в отличие от Вологодской и Ленинградской областей. Лесную отрасль Александр Бречалов инспектирует по всей стране, а в Карелии особенно, так как традиционно лесопромышленный комплекс у нас является приоритетом в развитии экономики и соответственно к нему повышенное внимание и у правоохранительных органов в силу их компетенции, и у общественников. И мы благодарны ОНФ, что он поднял эту проблему.
Александр Худилайнен сравнил лесные отрасли Карелии, Финляндии и Швеции. Он подчеркнул, что для нашего региона лозунг «Лес — наше богатство» имеет особое значение. По словам руководителя республики, в Суоми говорят, что экономика страны «стоит на деревянных ногах». Карелии тоже к этому стремится.
— Финляндия имеет площадь лесов всего в 2,7 раза больше, чем Карелия, но заготавливает в девять раз больше древесины. У Швеции площадь лесов в три раза больше, а заготавливает она в 14 раз больше древесины. А все благодаря политике государства по экономическому стимулированию и созданию инфраструктуры. За счет грамотных рубок ухода за лесом древесины в той же Финляндии заготавливают в пять раз больше с гектара, чем в Карелии, в Швеции — в шесть раз больше. Кстати, цена древесины на корню в Финляндии выше почти в 25 раз, потому что в нее входят расходы на лесовосстановление. В России все это оплачивается из кармана арендаторов лесных участков. Пора менять систему! Лес у наших соседей качественный, потому что они его грамотно растят. Плата за древесину на корню должна включать расходы на выполнение лесохозяйственных работ, а система взимания платежей — механизм возврата части платежей за древесину в случае выполнения нужных мероприятий. Кроме того, требуются изменения к подходам и нормативам проведения рубок ухода за лесом. У нас с финнами разные системы: там, например, основным показателем становятся количество и качество деревьев, оставленных на доращивание, а у нас — процент изъятия вырубаемой древесины. Кстати, мы уже выказали Правительству России готовность, чтобы Карелия стала площадкой для отработки новых технологий. Между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Карелии в декабре прошлого года было заключено специальное соглашение, — сказал Александр Худилайнен изданию.
По словам руководителя региона, внимание к карельскому лесу проявляют и общественники, и правоохранительные органы, и другие структуры. За последние пять лет количество незаконных вырубок снизилось у нас практически в два раза. Более 700 лесных инспекторов республики обходят территорию, проводят более семи тысяч рейдов в год. Лишь в прошлом году они выявили более 290 незаконных вырубок с объемом 15,9 тысячи кубометров.
— Это самый высокий показатель выявляемости незаконных рубок среди регионов с аналогичными проблемами. Мы вообще треть территории уже три года как контролируем из космоса, — сказал Александр Худилайнен. — Не раз повторял и повторяю: в Карелии идет большая и трудная работа по декриминализации, в том числе в лесной отрасли. Несмотря ни на что мы ее будем продолжать. Перед законом равны все. И политических подоплек искать в возбуждении уголовных дел, в наведении порядка не стоит. Придя на это место три года назад, я был поражен тем, какой объем земли «проходит» мимо бюджета! И схема была так отработана, что в ней нашлось место всем — снизу доверху властной вертикали. Так что те, кто сегодня выставляет себя обиженным, приняли в ней самое живейшее участие. Я, как бывший глава муниципалитета, знаком не понаслышке с тем, какой ценностью может оказаться земля. Особенно когда есть все предпосылки к тому, чтобы цена росла, и росла благодаря активному дорожному строительству и газификации региона.