Эксперты рассказали, почему возникает дефицит и будут ли меняться цены на продукты

Известные производители остаются на российском рынке, а доля экспорта растет уже несколько лет.

Продукты Магазин

Фото: ЦУР

Сотрудники торговых сетей единодушны: в последние дни покупать и в России, и в Карелии стали чаще и больше. Но одновременно с этим в нашу речь вернулось забытое слов «дефицит». О том, как уживается одно с другим, мы поговорили с карельскими и федеральными экспертами. И сегодня речь не о сахаре, а о других важных вещах – лекарствах, медицинском оборудовании и ценообразовании.

Производители лекарств остаются в России

За неделю 28 февраля – 6 марта россияне купили лекарств в два с лишним раза больше, чем неделей раньше, пишет «Российская газета». Похожая ситуация и в Карелии. Во время прямого эфира с участием министра здравоохранения Карелии Михаила Охлопкова прозвучала и местная статистика.

Ирина Горенко. Кадр из программы "Тема дня"

«С 1 по 15 марта прошлого года препарата Эутирокс в нашей сети было продано всего 109 позиций, и 200 оставалось. А в этом году с 1-го по 15-е было продано больше 400 позиций. Дефицит с взрывным ростом спроса на определенные позиции», – рассказала исполнительный директор ООО «Сердце Карелии» Ирина Горенко.

Такая же ситуация возникла и в других аптеках. И через несколько дней жители республики стали писать в соцсетях о дефиците лекарств.

«Когда в аптеках города появятся препараты Эутирокс и L-тираксин для щитовидной железы?» – интересовались они.

Лекарства появились быстро. Об этом рассказал 18 марта министр здравоохранения республики Михаил Охлопков.

Михаил Охлопков. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

«Сообщаю, что один из важных препаратов Эутирокс, который необходим для нормальной работы щитовидной железы, сегодня поступает в аптечную сеть «Сердце Карелии» в Петрозаводске. К концу месяца это лекарство должно поступить также в аптеки «Сердце Карелии» в районах».

Причина столь быстрого решения проблемы проста – ни один из зарубежных производителей не ушел с российского рынка и не прекратил работу.

Виктор Феркович

«Мы не видим никаких намерений, чтобы компания пересмотрела свои планы присутствия на российском рынке», – говорит глава российского представительства японской фармкомпании «Астеллас», разрабатывающей передовые методы лечения сахарного диабета и онкологии, Виктор Феркович.

Не собирается покидать Россию и мировой лидер по производству медицинского оборудования RP Canon Medical Systems. Компания поставляет  томографы, оборудование для лучевой диагностики, рентгены, ангиографы, аппараты УЗИ. Сейчас приходится перестраивать логистику, и это может влиять на сроки. Но медучреждения по-прежнему будут обеспечиваться необходимым оборудованием.

Денис Чередниченко

«Мы продолжаем работу, заказываем и отгружаем оборудование, продолжаем осуществлять техподдержку, монтаж оборудования, поставки запчастей, сервисное сопровождение», – заверил гендиректор RP Canon Medical Systems Денис Чередниченко.

Более того, компания намерена открыть в России производство. Началось строительство завода, на котором планируется собирать компьютерные томографы, МРТ, ультразвуковые аппараты, ангиографы и рентген-установки.

«Мы ожидали, что [аппараты – прим. ред.] будут доступны уже в 2023 году, и мы сделаем всё возможное, чтобы эти сроки сохранить», – говорит Денис Чередниченко.

Рейд по соблюдению санитарных правил в одной из аптек Петрозаводска. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Аптека в Петрозаводске. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Российским производителям работать стало сложнее, прежде всего с точки зрения логистики, признает гендиректор ООО «Амедарт», выпускающего препараты для лечения онкозаболеваний и ВИЧ, Андрей Колокольцов. Но об остановке работы речи не идет.

«У нас много долгосрочных партнеров, поэтому совершено не ожидается каких-то глобальных сложностей. Опасений нет, потому что мы являемся стратегически важными. Лекарства, безусловно, нужны, и я уверен, что мы сможем обеспечить население», – уверен Колокольцов.

Почему дорожает «борщевой набор»

Овощей, в отличие от сахара, в магазинах достаточно, но цена на них растет. Дорожают даже самые простые позиции – тот самый «борщевой набор». Исполнительный директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков объясняет это сезонностью. Весна – период, когда присутствие импорта максимально. Кроме того, увеличиваются затраты на хранение.

Михаил Глушков

«Я думаю, что до нового урожая будет некая волатильность на рынке, когда большая доля импорта, цена зависит от импортных поставок. Это будет продолжаться, пока мы не повысим самообеспеченность по овощам борщевого набора хотя бы до 95%».

Для этого российский Минсельхоз подготовил новый федеральный проект. Необходимы увеличение посевных площадей и стабилизация производства. Чтобы урожайность не зависела от погодных условий, будут строиться мелиоративные системы. Государство сейчас субсидирует 50-70% затрат на мелиорацию.

С 2014 года Россия не покупает овощи в Европе. Цепочка поставок на данный момент не изменилась, продукты по-прежнему поступают из Египта, Израиля, Турции. Но основной массив дают Узбекистан и Таджикистан. Часть потребности закрывают Астраханская Волгоградская область, Ростовская, области и Краснодар.

Борщ по-польски. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

«Погодные условия в этом году неплохие, примерно на две недели раньше, по нашим данным, начали посев урожая – картофеля и овощей. Это позволит раньше получить самый первый ранний урожай наших картофеля и овощей «борщевого набора». По мере поступления отечественного картофеля и овощей цены начинают снижаться», – говорит Михаил Глушков.

Руководитель плодоовощного союза настроен оптимистично – на овощах страна сможет не только экономить, но и зарабатывать. Россия начала пробные экспортные поставки томатов. Это черри и эксклюзивные сорта, которые имеют сладкий вкус.

«У нас сегодня самые современные теплицы, современная селекция и мы можем выращивать нашу продукцию, в том числе и по мировым стандартам. С учетом роста цен на газ в Европе наша продукция востребована сейчас и на европейском рынке», – говорит Глушков.

Из импортера – в производители

Насколько успешным может быть собственное производство и импортозамещение, показывает пример мясного рынка. За последние 20 лет Россия из крупнейшего импортера превратилась в важного мирового производителя всех видов мяса.

Сергей Юшин

«В начале 2000-х годов импорт достигал 4 млн тонн, это было более 40% потребления, а уж курица была на 70% импортной, сегодня мы производим 11,2 млн тонн в год. Россия занимает пятое место в мире по производству свинины, пятое место по производству мяса птицы, третье в мире по индейке, которую раньше вообще не производили, и входим в десятку крупнейших производителей говядины», – говорит руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Импорт практически исчезает, продолжает Сергей Юшин. Например, 10 лет назад мы ввозили 1 млн 250 тыс. тонн свинины, а своей производили порядка 3 млн тонн. В прошлом году общий объем импорта не превысил 10 тыс. тонн при производстве более 4 млн 200 тыс. тонн. Похожая ситуация с производством птицы – с начала 2000-х годов оно выросло в 8 раз.

Внутренний рынок достаточно насыщен, и наши производители показали, что могут справляться cо сложными ситуациями:

«В пандемию бывали случаи, в супермаркетах США и ресторанах отсутствовало мясо, оно просто физически отсутствовало, или в Великобритании, или в Канаде, или в Германии. Наши производители совершили невероятный, героический поступок, что мясо не пропало с полок. <…> Более того у нас ассортимент больше, чем в целом ряде развитых стран».

Российские производители создали современные предприятия и добились высокой эффективности при низкой себестоимости. Страна вывозит мяса больше, чем ввозит, и при этом ни европейские, ни азиатские партнеры не отказываются от сотрудничества.