Внутренний рынок, Азия и туризм: на что опереться карельской экономике?

Как отразились на внешнеэкономических связях Карелии санкционная политика западных стран и кризис мировой экономики, связанный с пандемией коронавируса? Об этом, а также о мерах по стимулированию экспорта и экономических приоритетах нашего региона «Республике» рассказал доктор экономических наук, научный руководитель Института Североевропейских исследований ПетрГУ Валерий Шлямин.

Валерий Шлямин

Валерий Шлямин. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

— Валерий Александрович, за последние годы многое поменялось в международных отношениях России с зарубежными странами. Как на этом фоне изменилась внешнеэкономическая деятельность Карелии?

— Вы правы, за прошедшее десятилетие многое произошло. Мир с трудом вышел из глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, последствия которого преодолены не в полной мере даже сегодня. В 2014 году планету вновь накрыла волна экономического кризиса, усугубляемого еще и нарастающим политическим противостоянием коллективного Запада и России в связи с известными событиями на Украине. Санкционное противостояние вынуждает предпринимателей искать ответы на новые вызовы и угрозы для бизнеса и торговли, иногда теряя позиции на традиционных рынках и привычных партнеров. Санкции негативно влияют на социально-экономическое развитие нашей страны и вынуждают вносить коррективы во внешнеэкономическую политику государства. При этом, по моим оценкам, сами по себе санкции влияют на уменьшение товарооборота не более чем на 15% от суммы всех потерь в кризис. Политические риски, порождаемые информационными войнами и пропагандистскими кампаниями, быстро создают почву для возрождения старых и появления новых стереотипов и мифов об угрозе агрессии и, как никогда ранее, резко повышают степень неопределенности на рынке. Утрата доверия предпринимателей стран-партнеров друг к другу — вот в чем главная проблема. Именно по этой причине за последние семь лет сорваны многие большие и малые совместные проекты и торговые сделки с участием российских и, в частности, карельских предприятий.

В прошедшем году внешнеторговый оборот РК составил 923,5 млн долларов США, снизившись по отношению к 2019 году на 22%, а экспорт снизился более значительно — на 29%. Удельный вес экспорта в товарообороте, как всегда, высокий — 76%. Основная причина снижения экспорта в прошедшем году — прекращение поставок за рубеж железорудных окатышей. Полагаю, что высокая конкурентоспособность продукции «Карельского окатыша» позволит ему в ближайшие годы успешно продавать свою продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Кондопожский ЦБК

Кондопожский ЦБК. Фото: Николай Смирнов

Вот уже многие годы на мировом рынке известны карельская газетная бумага и крафт-бумага, специальные сорта целлюлозы, пиломатериалы. В последние 10-12 лет успешно экспортируются древесно-стружечные плиты с ориентированной стружкой, кабельно-проводниковая продукция и взрывчатые материалы, а с недавних пор и продовольственные товары.

— Можно ли сказать, что после введения санкций мы переориентировались на других партнеров? Например, на Китай?

— 309 карельских предприятий-экспортеров в прошлом году поставляли свою продукцию в 103 страны мира. География экспорта для карельских предприятий вот уже многие годы остается довольно широкой. Евросоюз был и остается крупнейшим торговым партнером Карелии с объемом товарооборота в предкризисном 2013 году 657,5 млн долларов, а в 2020 году — 548,7 млн долларов. Для приграничной Карелии Финляндия по-прежнему занимает первое место среди стран с объемом товарооборота 248,8 млн долларов (в 2013 году было 254 млн долларов). В прошедшем году на второе место вышел Китай — 95,6 млн долларов (в 2013 году эта страна занимала пятое место с товарооборотом всего 47,6 млн долларов). С учетом происходящего обострения внешнеполитической обстановки в мире для России в целом и для Карелии в частности рынки Юго-Восточной и Центральной Азии, Индии и Северной Африки требуют повышенного внимания и тщательного изучения.

Сегежский ЦБК. Фото: Segezha Group

Сегежский ЦБК. Фото: Segezha Group

Вместе с тем отечественные экспортеры при поддержке государства будут предпринимать исчерпывающие меры по развитию взаимовыгодного экономического сотрудничества со странами Европы. Карелия как приграничный и арктический регион с полным на то основанием получила официальный статус геостратегического региона для Российской Федерации. Значимость развития транспортной, энергетической, погранично-таможенной, социально-культурной и туристической инфраструктуры нашей республики для развития внешнеэкономических связей Северо-Западного федерального округа трудно переоценить. Надеюсь, что в новой стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2030 года роль Карелии как важнейшего для страны ресурсно-транзитного региона на границе с Евросоюзом будет определена объективно.

В складывающихся обстоятельствах для российских и в том числе карельских предпринимателей будет возрастать значимость внутреннего рынка, потенциал которого огромен. Однако для его раскрытия необходимо преодолеть межрегиональную разобщенность, критически пересмотреть сложившиеся подходы к территориальному стратегическому планированию и стимулированию межрегиональной кооперации.

— Пандемия вызвала коллапс многих сфер мировой экономики и международной торговли. Как она сказалась на внешнеэкономических связях нашей республики, в частности на экспорте?

— Пандемия COVID-19 нанесла мировой экономике колоссальный ущерб. В результате всевозможных ограничений для деятельности людей резко спала деловая активность, снизился спрос на инвестиционные товары, отменены практически все крупные международные форумы и большинство зрелищных мероприятий. Из-за пандемии заметно сократился экспорт карельских товаров: древесно-стружечных плит, целлюлозы, кабельно-проводниковой продукции и др. Более всего пострадала сфера услуг — транспорт, организация деловых поездок, туризм, общественное питание. Карелия в прошедшем году лишилась потока зарубежных туристов, который только частично перекрыл приезд туристов из других регионов России.

Ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

Ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

Для нашей республики в обозримой перспективе сфера культурного, научного, познавательного, спортивного туризма, паломничество на Валаам, Кижи, Соловки, экспорт туристических услуг будут иметь приоритетное значение. Потребуются дополнительные усилия по маркетингу Карелии как на внешнем, так и на внутреннем рынках, а также более тесное взаимодействие с соседними регионами, прежде всего с Санкт-Петербургом, Ленинградской, Мурманской и Архангельской областями для создания конкурентной сети туристического бизнеса в бассейне Белого моря, а также в Северном Приладожье и в Заонежье.