Друг общества № 1

Карельские бизнесмены стали активнее участвовать в социальной жизни: заявляются на конкурсы предпринимателей, входят в общественные советы. В очередном выпуске рубрики «Экономика с Евгением Жирнелем» руководитель Минэкономразвития рассказал о коммерсантах, готовых тратить время и силы на общественную работу.

– Недавно в регионе прошло большое событие – бизнес-неделя. Мы в его рамках объединили Форум малого предпринимательства, Форум моногородов и площадку, посвященную молодежному предпринимательству. Было также три конкурса ­– на лучшего бизнесмена Карелии, лучшего молодого предпринимателя (это был региональный этап всероссийского конкурса), а также выставку «Сделано в Карелии». Это было очень серьезное мероприятие, там можно было получить новые профессиональные знания, узнать о мерах поддержки бизнеса. Минимум теории, максимум практики.

Кроме того, мы провели заседание обновленного совета по малому бизнесу при правительстве Карелии. Была насыщенная дискуссия, теперь задача – развивать этот формат до российского уровня. Наконец, заработала микрокредитная организация. Мы уже принимаем заявки. Два вида займов: «Стартап» и «Стандартный». Причем эти средства можно тратить на усмотрение самого предпринимателя.

– И пользуется спросом эта микрокредитная организация?

– Очень большой интерес у людей, много заявок. Несколько заявок уже в работе.

– А что насчет конкурсов? Это же требует определенного интерактива, предприниматели должны сами захотеть принять в нем участие.

– Сейчас активность очень высока. Мои коллеги неоднократно выражали скепсис – дескать, мы уже пробовали, и у нас ничего не получилось, никому это не надо… Но результат меня радует.

Вы же понимаете, что мы не обещаем каких-то баснословных призов, однако на конкурс «Лучший предприниматель года» поступило 60 заявок. Среди них есть и предприниматели из районов – собственно, и победитель из Пудожского района. Люди готовы, им это интересно.

Большой ажиотаж был и по конкурсу «Молодой предприниматель». Я, можно сказать, стоял у его истоков, я помню, с каким трудом мы собирали первых участников – по одному искали среди друзей, знакомых, уговаривали… Было очень тяжело.

Сейчас конкурс проводится в третий раз. Когда я просматривал его участников, был приятно удивлен обилию незнакомых фамилий. Два года назад мне казалось, что я знаю всех активных молодых предпринимателей, а сейчас, значит, появляются новые яркие проекты.

– Вы сказали про обновленный совет по малому бизнесу при правительстве Карелии. Тот же вопрос: насколько охотно туда пошли новые люди?

– Опять-таки мы с коллегами много спорили на эту тему, рассуждали. Есть определенный скепсис относительно того, будет ли совет работать, надо ли это кому-то, надо ли это власти… Но я заверил всех членов совета, что нам это надо. Надо получать обратную связь, знать о проблемах бизнеса и совместно их решать.

Есть негативный опыт – идеи, которые не сработали. Поэтому мы решили собрать все инициативы предыдущих советов и посмотреть, что коллеги предлагали и почему это не удалось реализовать. То же самое решили сделать для форума по малому бизнесу: мы чувствуем, что некоторые вопросы обсуждаем уже не первый год, а воз и ныне там.

– Что это вообще за люди – предприниматели, готовые заниматься общественной работой? Зачем им это надо? Бизнес – конкурентная среда, где каждый сам за себя. Кроме того, это же из бизнеса фраза – «Время – деньги».

– Многие предприниматели приходят к тому, чтобы представлять и продвигать интересы своего сообщества. Люди готовы делать что-то не только для себя, для своего бизнеса, но и для других.

Часто это происходит тогда, когда человек уже создал успешный бизнес, и у него на определенном этапе появляется тяга к альтруизму. Люди начинают работать в подобных советах, помогают власти решать проблемы.

Есть у нас в совете, например, молодой дизайнер Яна Пермякова. Она когда-то была моей студенткой, а после выпуска открыла дизайнерское бюро и уже десять лет успешно занимается своим бизнесом, создала несколько рабочих мест. И теперь у нее появляются идеи общественных проектов.

– Такие предприниматели всегда были? Почему же они активизировались именно сейчас? Их стали чаще куда-то звать?

– Это целенаправленная работа нашего министерства. Но нужно понимать и другой нюанс. Предприниматель предпринимателю рознь: коммерсанты, которые создавали бизнес в 90-е, очень сильно отличаются о своих сегодняшних коллег. Менталитет разный. Жизнь меняется, и в последние годы она меняется еще быстрее.

Таких людей на самом деле много. Главное, чтобы их ожидания не были обмануты. Чтобы они, поработав, например в совете, не почувствовали себя ненужными. Наоборот, они должны чувствовать свое влияние на жизнь, на текущие процессы. Но это уже наша задача.