Большие связи: итоги работы Центра по привлечению инвестиций и стимулированию импортозамещения в Карелии

Обсуждаем с директором центра Алексеем Раумо, что удалось сделать за год в условиях усложняющейся геополитической обстановки.

Алексей Раумо

Алексей Раумо. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

В наше время создавать полезные и прочные связи, находить надежных партнеров и выстраивать цепочки для взаимодействия — самые ценные умения. Этим в Карелии уже год занимается Центр по привлечению иностранных инвестиций и стимулированию импортозамещения.

— Алексей, в этом году многое поменялось в мире. Ваша организация создавалась в конце 2021-го для привлечения иностранных инвестиций. За короткое время наши партнеры в Европе превратились в недружественные по отношению к нам страны и организации. Как это повлияло на вашу работу?

— Наша главная цель осталась прежней, несмотря ни на что, — работа на благо Республики Карелия. Да, наша организация создавалась как Центр по привлечению иностранных инвестиций, который должен был работать на территории Европейского союза. Мы планировали открывать офис в Хельсинки.

В силу геополитических причин в этом направлении мы сейчас ничего сделать не можем. Наши соседи стали недружественной страной. Но география, перефразируя одно из знаменитых выражений бывшего президента Финляндии Паасикиви, не меняется. Мы уверены, что в какой-то момент разум вернется к нашим бывшим партнерам и мы поймем, что жить нам надо вместе, сотрудничать в экономике. Это очевидно. Контакты все в частном порядке сохраняются.

Финляндия. Уроки истории

— Для вас как для гражданина Финляндии этот разрыв был, наверное, особенно тяжелым?

— Да, это правда. Но, должен сказать, что по отношению к себе в Финляндии я не видел ни одного проявления русофобии. Обычные финны далеки от дешевого политиканства. Наши страны последние десятилетия очень успешно сотрудничали. Это болезненный разрыв, и надо сказать, для обеих сторон. У нас были большие планы по сотрудничеству с группой Sokos, но сейчас все они встали на паузу. И сколько эта пауза продлится, неизвестно.

Группа S вложила в Россию сотни миллионов евро. Что такое три отеля и большое количество гипермаркетов в Санкт-Петербурге? Это стабильный высокомаржинальный бизнес, который приносил огромный доход акционерам группы. За треть стоимости сейчас всё это продано. Это убытки плюс упущенная прибыль для владельцев и акционеров, и какой же это бизнес? Получается, как у Ленина: государство — это политическая надстройка, возвышающаяся над определенным экономическим базисом. В данном случае вопросы вызывают именно эти политические «надстройщики». Уверен, что придет время и мы получим ответы и на эти вопросы.

Но больше всего страдают обычные люди. Утрачено транспортное сообщение с Финляндией, где проживают 100 тысяч русскоязычных граждан, треть из них — это выходцы из Карелии, у них есть право посещать своих родственников, навещать свою малую родину. Но сейчас люди могут пользоваться только личным автомобилями. Цена маршрутных автобусов выросла в 8-10 раз! Это удар прежде всего по пенсионерам, студентам, малообеспеченным. Железнодорожное сообщение прервано искусственным волюнтаристским путем. Опять же — инвестиции в этот проект — сотни миллионов евро с обеих сторон. А что сейчас? Все поезда — а это несколько пар высокоскоростных поездов Allegro — списаны как неиспользуемый актив. Потери — и прямые, и опосредованные — огромные.

Мы знаем, сколько было военных конфликтов в нашей истории, и помним, чем это всегда заканчивалось для Финляндии: либо потерей территории, либо потерей суверенитета, либо выплатой серьезных военных репараций.

 

Последние десятилетия Финляндия занимала очень дружелюбную, прагматичную, осмысленную позицию по отношению к великому восточному соседу начиная со времен президента Юхо Кусти Паасикиви и особенно во времена Урхо Кекконена. Давайте будем честными и объективными: аграрная и бедная Финляндия именно после Второй мировой войны, с конца 40-х и до начала 90-х, превратилась в государство благоденствия. А это был период интенсивной и плотной дружбы с СССР. Объем внешнеторгового оборота с СССР, заказов и низких цен на энергоносители был колоссальным. Достаточно вспомнить товарища Саахова, который на Кавказе уже в 60-х владел «хорошим финским холодильником», чтобы понять масштаб этого экономического взаимодействия.

К сожалению, всё это сейчас забыто, и мы проходим по очередному витку исторической спирали конфронтации и противостояния. И, насколько я знаю, все думающие финские эксперты, политики и бизнесмены хотят, чтобы это все поскорее закончилось.

Пункт пропуска Вяртсиля. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Обычные финны тоже в массе своей не изменили своего отношения к России. Это видно по количеству машин на любом пункте пропуска в Карелии. Финнам российские визы никто не аннулировал, наша страна никаких ответных недружественных шагов не предпринимала. Что касается вступления Финляндии в НАТО, то здесь обычных граждан Суоми никто не спрашивал. Это было кулуарное решение парламента. Референдум не проводился.

— Чем ваш центр занимался в течение года, если главное направление планируемой работы оказалось блокировано?

— Мы не отказались от задач по привлечению иностранных инвестиций и расширили свой функционал. Изменилось официальное название нашей организации, с весны мы — Центр по привлечению иностранных инвестиций и стимулированию импортозамещения для предприятий Республики Карелия. Мы столкнулись с тем, что многие наши партнеры из транснациональных корпораций отказались выполнять свои контрактные обязательства перед российскими компаниями, чем значительно осложнили реализацию ряда важных проектов на территории Карелии. «Амкодор Онего», Литейный завод в Петрозаводске, «РК-Гранд» в Питкяранте не получили оборудование из Германии и Финляндии, за которое уже внесли предоплату.

Надо отдать должное руководству этих предприятий, которые очень активно решают эти проблемы в контакте с правительством: ищут импортозамещающее оборудование, находят возможности поддерживать в работоспособном состоянии имеющиеся станки. Мы по прямым поручениям главы Карелии тоже занимаемся этой работой. По проектам импортозамещения у нас тщательно проработано 15 кейсов. Из соображений коммерческой тайны и конфиденциальности мы не называем конкретные компании.

Иран. Опыт борьбы с санкциями

— В плане поиска инвестиций Карелия переориентировались с Европы на другие страны. Наша республика одной из первых в России начала работать с Ираном. Как это удалось организовать?

— Да, всё верно, мы переориентировались на дружественные нам страны, в первую очередь страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии — Турцию, Китай. В работе с Исламской Республикой Иран мы стали, можно сказать, первопроходцами. Здесь, безусловно, нужно отдать должное Артуру Олеговичу — еще в конце марта он сказал мне готовиться в поездку в Иран, что и было выполнено. Очень большую работу для этого провел экономический блок правительства республики и лично вице-премьер Дмитрий Родионов. Я был в составе делегации, которая в апреле посетила посольство Ирана. Нужно отметить, что Исламская Республика Иран очень щепетильно подходит к подбору своих партнеров. Посол Ирана не со всеми встречается, но нам это удалось. Наша встреча длилась больше двух часов. Мы представили наш инвестиционный, промышленный и экспортный потенциал.

Уже в мае состоялась бизнес-миссия в Иран под руководством двух вице-премьеров карельского правительства — Дмитрия Родионова и Владимира Лабинова. Наш центр был задействован в подготовке этой бизнес-миссии. Мы работали с предприятиями республики, налаживали контакты с иранской стороной, готовили документы. В итоге у нас есть подписанное соглашение по организации хаба по камнеобработке в Карелии.

Отмечу, что мы являемся институтом поддержки бизнеса. Мы помогли связать карельских и иранских предпринимателей, помогли им договориться. Дальше бизнес сам работает.

— Насколько успешной была бизнес-миссия для карельских форелеводов?

— Насколько я знаю, наши форелеводы остались довольны. Ведь весной после ухода финских поставщиков вопрос с рыбными кормами стоял очень остро. Концерн Raisio поставлял нам до 80% всех кормов. Напомню, Карелия производит 70% всей российской форели, поэтому представители крупнейших форелеводческих хозяйств республики участвовали в майской бизнес-миссии в Иран: Николай Федоренко, продукцию которого можно встретить на приемах в Кремле и МИД, представители приладожского предприятия «Кала-Ранта» и Андрей Коледа, который возглавляет Союз карельских форелеводов. В итоге иранские корма к нам уже поступают. Пока не в тех объемах, которые мы бы хотели (пришло около 50 тонн кормов), но работа идет. Недостающие объемы компенсирует параллельный импорт, корма к нам приходят через Белоруссию, Армению, Грузию.

Николай Федоренко. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Самое главное, что у нас вся форель по контрактам поставлена потребителю. Форелеводческий комплекс с помощью правительства очень достойно вышел из действительно трудного положения. Теперь мы видим, насколько пророческими были слова главы Карелии, который несколько лет сказал, что нам необходимы свои мощности для производства рыбных кормов. Сейчас этот процесс пошел: так, Федоренко строит завод в помещении бывшей Сунской фабрики в Янишполе. Задача — сделать Карелию независимой от поставок любых импортных кормов.

— Летом состоялась вторая бизнес-миссия в Иран. Каковы ее итоги?

— Центр провел вторую бизнес-миссию в Иран в конце июня — начале июля этого года. Тогда мы проработали вопросы поставок пиломатериалов, иранских кормов, инвестиций в туристический бизнес Карелии. Мы были там неделю, в восточных странах всегда нужно соблюсти много условностей, мы все их выполнили и успешно провели обе миссии.

Карелия проделала системную работу с Ираном в выстраивании логистического коридора. Наша делегация выезжала для этого в Астрахань. Мы прорабатывали вопросы с местными портами — один из них полностью принадлежит иранской стороне. Через эти порты теперь идут поставки карельских пиломатериалов. Вопросы платежей мы прорабатывали с иранским банком в Астрахани.

Карельская делегация в Астрахани. Фото предоставлено Центром по привлечению инвестиций и стимулированию импортозамещения РК

У Ирана есть бесценный опыт, который нам стоит перенять: за 40 лет санкций они научились очень многое производить сами, а всё остальное — привозить с помощью параллельного импорта. Сейчас прорабатывается вопрос о поставках в Россию иранских автомобилей и станков для промышленности. Надеюсь, скоро мы всё это увидим.

— Беспорядки, которые были в Иране, сказались на бизнес-отношениях с Карелией?

— К сожалению, из-за этого отменился ответный визит представителей Исламской Республики Иран в Карелию. Мы обязательно его организуем, как только будет такая возможность. Тогда более подробно обсудим инвестиции в наш гостиничный бизнес.

Турция. Новый рынок

— Каких результатов удалось достичь в работе с другими странами?

— Серьезного прорыва удалось достичь во взаимоотношениях с Турцией, торговый оборот Турецкой республики с Карелией за первую половину года вырос в 12 раз. В сентябре глава Карелии подписал соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с председателем совета правления холдинга Görev Шеном Хусейном Тугаем. В октябре в Москве министр экономического развития Карелии Олег Ермолаев подписал подготовленное и проработанное нашим центром соглашение об экономическом взаимодействии Карелии с группой компаний Ganda. Подписание предварил трехдневный визит председателя совета директоров Ganda Ферхата Пазарбаши в Карелию.

На территории Прионежского района планируют создать крупный логистический центр, через который наши северные товары будут поставляться на рынки Ближнего Востока и Европы. Кроме того, через этот центр будут идти поставки из Турции к нам, и он будет работать как большая торговая площадка. Инвестиции с турецкой стороны в этом проекте — 25 млн долларов.

Работа центра за год

Больше 50 мероприятий (форумов, бизнес-миссий, вебинаров )

Порядка 40 публикаций в иностранных и федеральных СМИ

Больше 200 бизнес-встреч

Новый уровень межрегионального сотрудничества

— Вы много ездите и по России. С какими регионами у нашей республики наиболее серьезные перспективы сотрудничества?

— Действительно, одна из функций нашего центра — презентация инвестиционного и промышленного потенциала Карелии, поэтому мы работаем на всевозможных экономических форумах и выставках, которые проходят в регионах России. Мы ездили на форум по импортозамещению в Рязань, на выставку Made in Russia в Москве, на Петербургский международный экономический форум и многие  другие мероприятия.

Отличная презентация Карелии состоялась в октябре в российском МИДе в Москве. Ее удалось организовать благодаря совместной работе главы республики, нового сенатора от Карелии Владимира Чижова и руководителя администрации главы РК Татьяны Игнатьевой. Инвестиционный и туристический потенциал Карелии наша делегация представила более чем 50 дипломатам из разных стран. Это был большой успех.

Артур Парфенчиков и Сергей Лавров. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Мы провели серьезную работу по налаживанию связей с Рязанской, Орловской, Владимирской  областями и Республикой Чувашия. Мы работали и в формате видеоконференций, и на выездах.

Почему нам важна, например, Чувашия? Это очень развитый в промышленном плане регион, у которого есть чему поучиться. Там находятся предприятия по производству тяжелой тракторной техники. А мы, очевидно, очень скоро столкнемся с нехваткой запчастей на наши импортные трактора. В Чувашии создан специальный инвестиционный проект по производству запасных частей для иностранной техники — Caterpillar, Volvo, John Deere. Для такой работы у чувашских специалистов есть необходимые компетенции и производственные мощности, поэтому нам необходимо с ними сотрудничать. Огромную поддержку нашей работе оказывает представительство Карелии в Москве и лично вице-губернатор Владимир Тимофеев. Владимир Владимирович — человек с колоссальным опытом и связями, обладающий стратегическим мышлением. Он, в частности, наладил активное взаимодействие с китайскими партнерами, начал работу с вьетнамскими коллегами.

Визит карельской делегации в Чувашию. Фото предоставлено Центром по привлечению инвестиций и стимулированию импортозамещения в Карелии

Визит карельской делегации в Чувашию. Фото предоставлено Центром по привлечению инвестиций и стимулированию импортозамещения в Карелии

Я уверен, что межрегиональное сотрудничество в нашей стране необходимо поднимать на новый уровень. Про возможности многих регионов мы, оказывается, даже не знаем.

Разумеется, карельские товары тоже интересны в других регионах, например, наши ягоды, рыба.

— В районы Карелии вы тоже выезжаете?

— Обязательно. В этом году мы посетили почти все районы нашей республики, все крупные предприятия, пообщались с экономическими блоками местных администраций. Мы отработали потребности всех контрагентов, которые к нам обратились. В следующем мы продолжим созидательную работу на благо родной Карелии.

Поездка в Лахденпохский район. Фото предоставлено Центром по привлечению инвестиций и стимулированию импортозамещения в Карелии

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с наступающим Новым годом! Пожелать здоровья, удачи. Ощущать родную землю под ногами, быть верным себе и полезным своей стране!