В небе летит самолет…

Четыре года назад в Бесовце, не долетев нескольких сотен метров до аэропорта, разбился самолет Ту-134. Что произошло за это время со свидетелями и уцелевшими жертвами трагедии? Можем ли мы сейчас полагаться на безопасность полетов, связанных с этим аэропортом?

Ровно четыре года назад поздно вечером 20 июня 2011 года самолет Ту-134, летевший в Петрозаводск из Москвы, «совершил жесткую посадку», не долетев до аэропорта нескольких сотен метров. Погибли 47 человек. Сегодня, вспоминая трагедию, мы все мысленно стоим у мемориала на месте катастрофы.

Как это было. Начало

Поздний вечер 20 июня 2011 года, аэропорт Домодедово. Только что сообщили, что в Петрозаводск вместо CRJ-200 полетит большой Ту-134 компании «РусЭйр», построенный еще в 1980 году. В конце июня — начале июня ожидается большой пассажиропоток в Карелию, нужно больше мест. Лайнер готовят к полету. Командиром назначен москвич Александр Федоров — он как раз сейчас проходит формальный медосмотр со вторым пилотом Сергеем Карякиным и штурманом Аманом Аттаевым. Стюардесса Юлия Гурина рассказывает коллеге Юлии Сковрцовой, что это ее последний полет: она собирается «спуститься на землю» и кардинально поменять свою жизнь.

«Объявляется посадка на рейс ДЖ-9605 «РусЭйр» Петрозаводск», — звучит в зале ожидания. 43 человека готовят свои посадочные талоны и паспорта, чтобы пройти контроль. Большинство из них — жители Москвы, девять человек из Карелии, один шведский спасатель, один голландец, два украинца, четверо граждан Соединенных Штатов. В списке пассажиров можно увидеть имя известного футбольного арбитра Владимира Петтая и весь цвет конструкторского бюро «Гидропресс». Директор, его зам и главный конструктор летят в карельскую столицу, чтобы принять участие в местном форуме на «Петрозаводскмаше». На борту также шесть детей.

Пассажирка Александра Каргаполова, уже зайдя на борт, услышит, что садиться можно куда угодно без привязки к билету. Ее место 11а уже будет занято, поэтому она сядет на десятый ряд и пристегнется. Москвич Сергей Еремин сразу пройдет в хвост самолета, хотя место у него в центре. Там же будет работать одна из стюардесс Юлия Скворцова.

После взлета штурман Аман Аттаев сообщает командиру последние данные по погоде из Петрозаводска. Там у них дождь, туман и видимость 3000 метров, слабый ветер. На самом деле к моменту прибытия самолета в аэропорт Бесовец нижняя граница облаков будет заканчиваться на высоте 90 метров, видимость — 2100 метров. По правилам петрозаводского аэропорта в таких условиях самолеты садиться не должны, но до посадки экипаж этих объективных данных почему-то не получает.

Во время подготовки к посадке большинство пассажиров самолета спят. Александра Каргаполова, несмотря на запрет стюардессы, отстегивает ремень безопасности и устраивается спать поудобнее.

Трагедия. Кто виноват?

После четырех кругов над петрозаводским аэропортом Ту-134 оказывается в четырех километрах левее взлетно-посадочной полосы. До соприкосновения с землей остается восемь километров. На высоте 150 метров самолет снижается слишком быстро, но проблема не в этом — команда не видит посадочных огней. Самое время идти на второй круг. «Не вижу пока. Смотрю», — говорит Александр Федоров и решает на второй круг не уходить, продолжает снижаться. Вся кабина пытается разглядеть наземные огни вместо того, чтобы следить за скоростью снижения и высотой.

Александру Каргаполову вырывает с сиденья и выкидывает на улицу с 15-метровой высоты, в полете она прижимает колени к груди. Приземляется кому-то в огород, прямо рядом с крыльцом дома.

Юлия Скворцова видит в иллюминаторе, как крыло самолета срезает верхушки деревьев. В 23.55 самолет заваливается на правый бок, срубает по пути полкилометра леса, срывает провода с опор линии электропередачи и ударяется о землю на перекрестке шоссе с дорогой на аэропорт.

Александру Каргаполову вырывает с сиденья и выкидывает на улицу с 15-метровой высоты, в полете она прижимает колени к груди. Приземляется кому-то в огород, прямо рядом с крыльцом дома. Девушка даже не чувствует, что у нее сломано три ребра. Через несколько минут чьи-то руки оттаскивают ее от огня.

Лайнер почти перевернулся на крышу и горит. Хвост оторвало — он лежит посреди проезжей части. Обломки фюзеляжа разбросаны по лесу, большая его часть лежит у перекрестка и объята огнем, оттуда слышны крики людей. Через минуту происходит первый взрыв — огонь добрался до баков с горючим, которого в самолете еще очень много. Сергей Еремин выбирается из самолета через дыру в фюзеляже, Юлия Скворцова с переломом ноги и сотрясением мозга тоже жива — за секунды до второго взрыва ее выносит с места пожарный.

В больницы Петрозаводска доставят восемь выживших, трое из которых, включая 10-летнего мальчика, погибнут в ближайшие дни. В итоге жертвами крушения Ту-134 под Петрозаводском станут 47 человек.

Комиссия, которой будет поручено расследование инцидента, скажет, что причиной крушения стали погода, непринятие экипажем решения об уходе на второй круг, снижение без видимых посадочных огней. У штурмана с 25-летним стажем Амана Аттаева в крови найдут один промилле алкоголя (полулитровая банка пива).

Виновные найдены и среди живых. Два сотрудника петрозаводского аэропорта пошли под суд за «неправильную организацию метеорологического обеспечения полета». Еще одного федерального начальника обвинили в халатности.

Нужна только молитва

Валерий Минин, получивший медаль «За отвагу на пожаре», по-прежнему живет в 150 метрах от мемориала. Как и протоиерей Григорий Михневич и настоятель Екатерининской церкви Андрей Верещагин. Они увидели и услышали падение самолета первыми.

Сейчас Валерий Минин борется за идею строительства часовни рядом с мемориалом. Говорит, что погибшим в ту ночь уже не нужно ничего кроме молитвы. Его поддерживает и отец Григорий.

— В огне ли человек сгорел, утонул, попал под поезд, на самолете ли он разбился, за этим всегда Бог, который стремится ко спасению души. Не по его вине произошла эта авария, но он силен обратить случившееся одному во спасение, а другому — в урок. На этом самолете могли быть и люди, которым «пора», а также люди, которые уже ничего не могут в себе изменить и стать лучше, — объяснил «Карелии» участник тех событий отец Григорий.

Правда, такое объяснение зачастую родственники погибших не принимают. По словам отца Григория, ни его, ни отца Андрея ни разу не приглашали на памятные мероприятия, которые проходили у мемориала последние четыре года. «Может, родственники погибших обиделись на Бога?» — предполагает священник.

Мемориал в Бесовце

Мемориал в Бесовце. Фото: Наталья Митрофанова

Жить дальше. Как?

В катастрофе ТУ-134 у аэропорта Бесовец выжили пять человек: стюардесса Юлия Скворцова, два москвича Сергей Бельгесов и Сергей Еремин, бывшая жительница Карелии Александра Каргаполова и 15-летняя девочка Анастасия Терехина.

Терехиных в самолете было трое: мама Анастасии погибла в момент крушения, 10-летний брат Антон умер в больнице. После долгого лечения и реабилитации Настя переехала жить и учиться в Санкт-Петербург. Сейчас эта прекрасная молодая девушка — студентка второго курса факультета клинической психологии Петербургского медицинского университета имени академика Павлова.

Анастасия Терехина

Анастасия Терехина. Фото: из личного архива

Валерий Минин часто общается с Сергеем Бельгесовым, который собирается приехать 20 июня в Петрозаводск. После множества операций Сергей хромает. Только оставшиеся травмы говорят ему, что он выжил в катастрофе, — мужчина ничего не помнит о той июньской ночи. Поэтому и на самолетах летать не боится.

Примечательно, что стюардесса Юлия Скворцова дважды в своей жизни избежала смерти. За год до рокового рейса в машину, за рулем которой она сидела, врезалась иномарка. Прямо в водительскую дверь. Женщина отделалась испугом и легкими травмами.

С Александрой Каргаполовой «Карелии» связаться не удалось, последний раз мы общались с ней два года назад. Тогда ни о каких полетах на самолете она даже не думала. В течение года женщина не могла заставить себя даже выйти из дома, сесть в машину или остаться в одиночестве.

— Катастрофы, разводы, потери и смена работы — это самые сильные стрессовые ситуации, которые влияют на эмоциональную сферу каждого человека независимо от уровня его стрессоустойчивости. Наш организм готов к тому, чтобы справиться со стрессами, но зачастую люди не могут полностью их пережить: или не принимают случившееся, или вытесняют ситуацию из своего сознания, — говорит практикующий психолог Юлия Терюшкова и добавляет, что постстрессовый синдром обычно продолжается шесть месяцев.

Практикующий психолог и преподаватель Петрозаводского госуниверситета Юлия Терюшкова. Фото: Виталий Голубев

Юлия Терюшкова. Фото: Виталий Голубев

Бесовец. Хроника трагедий  

Сразу после авиакатастрофы появилась идея переименовать поселок Бесовец. Уж больно часто здесь происходят трагедии. «Карелия» собрала все эти случаи в одну картину.

4 марта 1978 года через три минуты после взлета с аэропорта Бесовец разбился самолет Ил-14 военно-воздушных сил войск ПВО СССР. Пилот потерял управление самолетом, который упал в трех километрах от взлетно-посадочной полосы на лед озера Укшезеро. Шесть членов экипажа и пассажирка — жена командира — погибли. Причиной крушения специалисты назвали отказ навигационного оборудования.

8 июля 1990 года на железнодорожном переезде около Бесовца автобус столкнулся с пригородным пассажирским поездом. Водитель видел, что светофор горит красным, а паровоз гудит совсем рядом, но все равно решил проехать. По многолетней версии, водитель автобуса, футбольный фанат, торопился домой, чтобы посмотреть финальный матч чемпионата мира — ФРГ против Аргентины. Поезд буквально вспорол автобус, пассажиры-дачники выпали из машины прямо на рельсы. На месте погиб 21 человек, еще 11 умерли по дороге в больницу или в ней. По иронии судьбы водитель автобуса выжил.

28 июня 2012 года у того же аэропорта над лесом потерпел крушение самолет Су-27УБ, в котором летели полковник Евгений Олейник и генерал-майором Канамат Боташов. На этот раз обошлось без жертв. Причина падения — нарушение полетного задания и правил организации полетов.

13 марта 2013 года у того же переезда, где в 90-м году произошла автокатастрофа, с рельс сошли пятнадцать вагонов с щебнем, следующих в грузовом составе. Позже специалисты выяснили, что рельсы были буквально изогнуты, но без какого-либо вмешательства извне или по вине людей.

25 июня 2013 года неподалеку от бесовецкого кладбища столкнулись два автомобиля — «Ода» и «буханка». Водитель УАЗа не справился с управлением и выехал на встречку, где врезался в ИЖ. Водитель последнего, петрозаводчанин, умер в машине скорой помощи.

Ангелец?

В июле 2011 года бывший глава Карелии Андрей Нелидов предложил переименовать поселок Бесовец, рядом с которым произошла катастрофа. Предложение было аргументировано «тремя звонками от высших духовных сил страны». Они напомнили Андрею Нелидову, что согласно Ветхому и Новому Завету бес — это «падший ангел, низверженный с неба вместе с дьяволом».

Бесовец в итоге так и не переименовали, хотя варианты были весьма интересные. Например, в 2011 году блогеры предложили уйти в другую крайность и назвать поселок Ангелец.

Будем летать

Петрозаводский аэропорт в 2011 году не прекратил свое существование. Виновные были наказаны, по некоторым пунктам обвинения до сих пор продолжается следствие. С момента падения самолета в аэропорту сменились пять (!) директоров. Последний заступил на службу всего несколько месяцев назад. Сегодня в Бесовце идут масштабные работы по реконструкции, которые начались еще в сентябре прошлого года.

Проект в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2020 года» должен преобразить аэропорт до неузнаваемости. Там «перезаливают» рулежную дорожку для самолетов, заново строят перрон и места для стоянки лайнеров, меняют водосточно-дренажную систему. Полностью заменят электроснабжение и построят аварийно-спасательную станцию. К безопасности относятся очень щепетильно.

В прошлом году строители успели уложить 26 тысяч квадратных метров бетона и проложить новую линию электропередачи. Сейчас на поле снова можно увидеть десяток экскаваторов. В скором времени начнется строительство современного аэровокзала. После реконструкции в «Петрозаводске» смогут садиться и стоять самолеты класса С вроде «Боинг-737». Воздушные ворота смогут принять 140 пассажиров в час и полмиллиона пассажиров в год. На все это предусмотрено около 800 миллионов рублей с учетом средств федерального бюджета и инвестиций.

Куда можно будет летать из Бесовца? Например, в Москву, в Симферополь и в Хельсинки. В период отпусков планируется организовать вообще три-четыре направления для отдыхающих. Помимо Крыма это может быть русский юг — Адлер или Сочи. В перспективе — налаженное постоянное сообщение с городами России и Европы.

В июне глава Карелии призвал людей, ответственных за реконструкцию, ускорить строительные работы. Аэропорт должен получить сертификат на деятельность вовремя и по всем правилам.