Учеба на колесах

Родители из деревни Новые Пески сами решили перевести своих детей в эссойльскую школу, чтобы те могли получить качественное образование.

Родители из деревни Новые Пески сами решили перевести своих детей в эссойльскую школу, чтобы те могли получить качественное образование.

В Карелии продолжают решать проблемы малокомплектных сельских школ. С 2001 по 2012 год в республике сократили 54 образовательных учреждения. Сегодня на территории республики работают 225 школ, 52 из которых малокомплектные. Среди учителей, родителей, общественников и представителей власти остаются те, кто не поддерживает процессы оптимизации. Однако сторонников объединения учебных заведений с каждым днем становится больше.

«Республика» на примере эссойльской средней школы попробовала разобраться в плюсах и минусах оптимизации.

школа в Эссойле

Эссойльская средняя общеобразовательная школа

Школа в поселке Эссойла Пряжинского района входит в число передовиков образовательной сферы Карелии. Здесь полностью укомплектован штат учителей, классы оборудованы современной техникой, в прошлом году отремонтировали спортзал, при школе действует приусадебный участок. Эссойльская школа тесно сотрудничает с ПетрГУ, выпускники поступают в вузы Карелии и других регионов.

Школа может похвастаться и спортивными достижениями: ее выпускница стала чемпионкой Европы по пауэрлифтингу среди юниоров, установив мировой рекорд. Ученица 11-класса Виктория Мелентьева, чемпионка Карелии по самбо, заняла первое место в первенстве Северо-Западного округа среди юниоров.

«Родители заинтересованы в более качественном образовании»

Директор Людмила Тестова называет свое учреждение «школой на колесах». Из 364 учащихся 144 человека едут в школу из других поселений. 16 из них, из Соддера и Кудамы, пять дней в неделю живут в пришкольном интернате, остальных привозят ежедневно на трех школьных автобусах. Здесь учатся ребята из 20 окрестных поселений.

школьный автобус

С процессом объединения в школе знакомы давно. Еще в начале 2000-х годов сюда стали приезжать дети из Кудамы, Сяпси, Метчилиц и дургих деревень. В последние годы присоединились учащиеся из Новых Песков и Соддера.

— В сяпсинской школе наступил момент, когда первого сентября в школу пришел только один учитель, а все дети приехали к нам. Родители видят, сравнивают, они хотят детям дать более качественное образование. Дети из Новых Песков раньше учились в соддерской школе, и родители тогда поставили передо мной вопрос: если транспорт будет ходить, то мы готовы детей отправлять в вашу школу, потому что у вас здесь лучше условия. Родители заинтересованы в более качественном образовании. В Соддере, конечно, говорили, что мы забрали детей из их школы, хотя это была инициатива родителей, мы даже не планировали. Негатив больше шел от самих учителей, которых сокращают. Они понимали, что остаются без работы и им надо было как-то удержаться, — говорит Людмила Тестова.  

Директор школы рассказала, что оптимизация может проходить «изнутри», естественным путем:

Пастырь в роли физкультурника

Глава Эссойльского сельского поселения Андрей Ореханов провел детство и юность в Соддере. В деревне он жил с родителями, заканчивал там школу. Он также считает, что подобные преобразования неизбежны. По словам главы поселения, в поселке сейчас строят первые дома для переселения из аварийного жилья. В скором времени большая часть семей из Соддера переедет в Эссойлу. Огромную роль здесь играет предварительная работа с людьми на местах.

 Андрей Ореханов о том, как местные власти готовили школьников из малокомплектных школ и их родителей к переезду:

Одним из главных недостатков малокомплектных школ в отдаленных поселениях называют отсутствие учителей-предметников. Молодые специалисты в эти места не едут, а педагогический состав нужно обновлять. Есть примеры, когда русский язык и литературу у детей ведет повар, естественнонаучные дисциплины — торговый работник, а труд и физкультуру — лютеранский пастырь. Малокомплектные школы чаще всего не закрывают полностью, на их месте остается детский сад и начальная школа, как это произошло в Соддере. Учителя-специалисты трудоустраиваются в них или переезжают на работу в новую школу.

Любовь Савина имеет два образования, поэтому преподает историю и обществознание и музыку. Имея педагогический стаж 23 года, учитель никогда не работала на месте — всегда в разъездах. Живет Любовь Савина в Новых Песках, а работала в Соддере, Вешкелицах. Теперь преподает в эссойльской школе и каждый день вместе с учениками проезжает на автобусе 15 километров.

Любовь Савина о плюсах и минусах маленьких и больших школ:

Любовь Савина и сама мама, ее 10-летний сын также с нового учебного года перешел на обучение в эссойльскую школу.

Вне дома

Если расстояние от деревни до Эссойлы не слишком большое, а главное, позволяет качество дороги, учеников подвозят ежедневно. Если дорога слишком утомительна, ученики приезжают в Эссойлу в понедельник утром, живут в пришкольном интернате и в пятницу уезжают домой.

Эссойла

Пришкольный интернат в поселке Эссойла

Интернат находится в здании бывшей участковой больницы в ста метрах от школы в самом центре поселка. Рядом стадион, спортивная площадка под открытым небом, по соседству — круглосуточный медпункт. Капитальный ремонт в здании сделали после того, как закрыли участковую больницу. Ребята живут в комнатах по 3-4 человека. Питание организовано в школьной столовой, вечером в интернате предлагают чай с выпечкой. Здесь есть компьютеры, Интернет, телевизор. Есть необходимые условия, чтобы ребята могли учиться и отдыхать.

Восьмиклассник Андрей Савастьянов из Соддера живет в интернате. В школе в его деревне он учился в классе из двух человек. Теперь у него 22 одноклассника. В Эссойле помимо английского он начал изучать финский, ходит в секцию по баскетболу, учится на четыре и пять. Какую профессию выберет в будущем, еще не решил, но мечтает стать летчиком или журналистом. Сочинения, говорит, хорошо получаются. Мальчик уверен, что в новой школе он сможет получить те знания, которые позволят ему поступить и продолжить образование.

Андрей поделился своими впечатлениями о новой школе:

— Одни считают, что оптимизация — это плохо, другие – что хорошо. Я на примере нашей школы говорю, что оптимизация – это естественный процесс. Родители сами сделали выбор в пользу детей, чтобы они получали современное качественное образование и отправили их в ту школу, которая лучше оснащена, где есть квалифицированные кадры, где есть результат, — подытоживает директор эссойльской школы Людмила Тестова.