Туризм в Карелии: прогноз оптимистичный

Институт экономики Карельского научного центра опросил 40 республиканских турфирм и выяснил, что подавляющее большинство бизнесменов с оптимизмом смотрят в будущее.

Институт экономики Карельского научного центра опросил 40 республиканских турфирм и выяснил, что подавляющее большинство бизнесменов с оптимизмом смотрят в будущее.

Госкомитет по туризму Карелии заказал ученым анализ развития отрасли, как в текущем году, так и на ближайшие пять лет. Выяснились любопытные подробности: пожалуй, ни одна сфера бизнеса, кроме туризма, не показывала в последние годы показателей стабильного, поступательного развития. Одновременно турбизнес по-карельски по-прежнему страдает всеми общими и, к сожалению, привычными болезнями российского предпринимательства: плохие дороги и недостаток инфраструктуры.

Таковы в целом итоги работы двух семинаров с участием ведущих туристических операторов региона, проведенных Институтом экономики весной этого года. По словам заместителя директора по научной работе Института экономики КарНЦ РАН Евгения Жирнеля, самая главная проблема, которая сегодня сдерживает развитие туризма, – это инфраструктура.

Евгений Жирнель

Евгений Жирнель. Фото из личного архива

— Ведь специфика туризма в том, что, когда фирма создает свой продукт, она вынуждена привязываться к тем условиям, которые существуют в том или ином регионе. Как рассуждает турист? Ему без разницы, в каком регионе, благополучном или нет, произведен автомобиль, на котором он едет отдыхать. А вот какие в том месте дороги, предприятия питания, безопасность – уже разница есть. То есть турфирма очень сильно зависит от условий. У нас, к сожалению, далеко не все благополучно. И одна из самых главных проблем, которую озвучили представители турфирм, – именно транспортная инфраструктура. Это доступность объектов показа, качество дорожного покрытия.

По словам Евгения Жирнеля, есть вопросы, связанные с инфраструктурой для инвестиционных проектов.

— То есть не хватает готовых инвестиционных площадок, например, где можно было бы быстро возвести гостиничный комплекс, подключить ко всем сетям и чтобы это было относительно недорого.

Проблемы не новые, и Госкомитет республики по туризму уже предпринимает определенные шаги для их решения.

— Республика подает заявку в федеральный центр для того, чтобы получить средства на создание в Карелии туристского кластера. Предполагается, что выделенные бюджетные средства как раз и будут направлены на развитие необходимой инфраструктуры. Речь идет о сотнях миллионов рублей, о миллиардах.

Это к разговору о проблемах, которые сама туристская отрасль решить не в состоянии — необходима поддержка властей. Так, государство в состоянии подтолкнуть развитие водного туризма, имеющего в Карелии огромный потенциал.

— Это и сплавы по рекам, которые уже существуют, и маломерные суда, и круизные корабли, — заявил Евгений Жирнель. — Но участники майского семинара говорили о том, что сегодня, к сожалению, для его активного развития существуют серьезные законодательные ограничения, связанные с использованием наших российских водоемов, — подчеркнул заместитель директора Института экономики КарНЦ РАН. — При изменении законодательной базы у нас может быть просто всплеск развития водного туризма.

К тому же в Карелии отсутствует пока и необходимая для водного туризма инфраструктура — заправки, стоянки, места отдыха.

— В Йоэнсуу летом набережная вся усыпана яхтами. Просто все заставлено, видно, что люди пришли издалека, пришвартовались там, отдыхают, живут на этой яхте, гуляют по городу и так далее. Пока мне у нас сложно представить такую картину, — отметил наш собеседник.

Есть у карельского туризма и иные трудности – климатические.

— Мы знаем, что этот рынок сам по себе подвержен серьезным колебаниям, но в наших северных условиях это актуально особенно. Мы говорим о том, что у нас значительное количество туристов приходится на летний период. Летом наши фирмы обслуживают примерно половину всего своего туристского потока за год. Есть ряд компаний, которые в зимний период, в межсезонье вообще не работают. Например, весной порядка 20% опрошенных компаний не ведут никакой деятельности. Это сезонный фактор приводит к тому, что бизнес становится нерентабельным, турфирмы прекращают свою деятельность, возобновляя ее в летние месяцы.

Эти сезонные перепады очень серьезно влияют на рынок и, несмотря на то, что в последнее время делается очень многое для того, чтобы создать турпродукты, ориентированные на зиму, весну и осень, этого, тем не менее, недостаточно, — отметил Евгений Жирнель.

Кижи

Кижи. Фото: Игорь Георгиевский

По его словам, здесь многое зависит от самих туроператоров, если угодно, от их предпринимательской сметки. Традиционное понятие «турист» необходимо расширять.

— Дело в том, когда мы говорим о потоке туристов, мы должны понимать, что это не только те, кто проводят свой летний отпуск где-то в Карелии. Это любые туристы, которые посещают нашу территорию в целях отдыха, досуга, либо приезжают по делам. Нужно использовать эти возможности максимально. Например, оздоровительный туризм, который привязан, чаще всего, к лету или зиме. Есть у нас в Карелии клиники, которые прекрасно работают круглый год, — подчеркнул Евгений Жирнель.

Действительно, если пациент клиники «Марциальные воды» изъявил желание лечиться, скажем, в январе, то почему нужно отказываться от мысли показать ему водопад Кивач? У заповедника со вторым по величине равнинным водопадом Европы есть и зимняя программа.

— Необходимо развивать сопутствующие виды туризма. Это может быть деловой туризм, — отметил Евгений Жирнель. — Например, я лично занимаюсь организацией молодежного экономического форума в Петрозаводске. Мы ежегодно собираем несколько сотен молодых экономистов. В прошлом году количество участников превысило тысячу человек. Понятно, что доля приезжих пока не так высока, но, тем не менее, у нас география более 10 стран. И это тоже туристы. Причем они приезжают в ноябре, когда здесь, на первый взгляд, делать вообще нечего. Но это на первый взгляд, привычный, который нужно менять.

VI Международный экономический форум

VI Международный экономический форум. Фото: Виталий Голубев

У нас может заработать и зарабатывать конгресс-туризм, разновидность делового туризма, и событийный туризм, считает Евгений Жирнель. И сам подает пример нестандартного бизнес-мышления. Одной из идей, принадлежащей заместителю директора Института экономики, заинтересовался секретарь Общественной палаты России, спортсмен-триатлонист Александр Бречалов.

— Есть у вас инициативные люди, в частности, Евгений Жирнель, они хотят к столетию Карелии сделать самую лучшую в России и Европе серию легкоатлетических марафонов. Хотели сделать уже в августе в Петрозаводске, но мэрия карельской столицы им отказала. Я готов с ними пробежать марафон, хочу попросить Александра Худилайнена, чтобы он тоже пробежал, тем самым будем поддерживать ваших активистов и спортсменов. Мне кажется, это важно, — рассказал Александр Бречалов на пресс-конференции в Москве 21 мая.

Александр Бречалов

Александр Бречалов. Фото: пресс-центр Общественной палаты России

Отдельно секретарь Общественной палаты остановился на экономической составляющей соревнований, подобных всемирно известному состязанию Ironman.

— Это не просто здоровый образ жизни, это серьезный бюджет для города любого. Я только что прошел старт в соревнованиях по триатлону Half-Ironman в австрийском городе Сент-Пёльтен. Это маленький городок, 50 тысяч жителей. Они живут двумя триатлонными стартами в году. Простая арифметика: 3,2 тысячи участников умножьте на 250 с чем-то евро за участие. А еще все гостиницы, кемпинги, палатки, рестораны. Я думаю, что это бюджет этого городка на квартал. То есть это не только событийный туризм, это экономика, — заявил Александр Бречалов.

Завершало работу Института экономики анкетирование 40 карельских турфирм. Бизнес попросили спрогнозировать, будет ли спад посещаемости нашей республики в этом году и на период до 2020 года. Самое интересное, отметил Евгений Жирнель, что подавляющее большинство дало оптимистичные оценки.

— У нас получилось, что в этом году 20% опрошенных сказали, что туристский поток увеличится значительно, 53% заявили, что увеличится незначительно. Еще 20% ожидают, что ситуация останется на прежнем уровне. Получается, что примерно 95% опрошенных прогнозируют, что в этом году спада точно не будет. Это говорят представители 40 самых известных и крупных турфирм, которые на момент опроса готовились к сезону. И это приятно, потому что со стороны бизнеса в последнее время не так часто можно слышать оптимистичные прогнозы, — подчеркнул Евгений Жирнель.

Достаточно оптимистичный прогноз карельские турфирмы дали и на ближайшие пять лет. 15% заявили, что поток туристов в Карелии увеличится значительно; вырастет, но незначительно – такая оценка ситуации близка 48%; останется на прежнем уровне – за этот ответ 18% опрошенных. При этом ни в одном из двух опросов никто не проголосовал за вариант «поток туристов значительно сократится».

Подтверждают эти прогнозы и более общие цифры. Так, по данным Карелиястата, в 2010 году гостиницы республики приняли 169 тысяч туристов, в 2012 году – уже 201 тысячу, в 2013 – 225 тысяч с лишним. При этом не стоит путать традиционных туристов, которые проводят у нас хотя бы одну ночь, и посетителей. К последним относятся и транзитные пассажиры, и экскурсанты. Так вот, посетителей наша республика приняла в 2012 году 1,8 миллиона человек, в следующем – на сто тысяч больше, а в 2014 – уже около двух миллионов человек. Цифры говорят сами за себя. А ведь каждый посетитель может вернуться в Карелию уже в качестве туриста.