Транспортный «шантаж» не сработал

В карельской прессе и на всех политических площадках продолжается нагнетание напряженности вокруг конкурса на пригородные автобусные перевозки, объявленного Госкомитетом РК по транспорту. Это нагнетание выглядит весьма искусственным и переходит временами просто в истерию.

В карельской прессе и на всех политических площадках продолжается нагнетание напряженности вокруг конкурса на пригородные автобусные перевозки, объявленного Госкомитетом РК по транспорту. Дошло уже до обсуждения этой темы на заседании Законодательного собрания Карелии, что говорит о мощности задействованного лоббирования со стороны перевозчиков. Это нагнетание выглядит весьма искусственным и переходит временами просто в истерию.

Напомним, вокруг чего вообще сыр-бор. Маршруты пригородных перевозок имеют разную рентабельность. По каким-то возить людей выгодно, по каким-то нет. Хотя бы уже в силу того, что пассажиров мало. Некоторые маршруты, прибыльные в дачный период, «умирают» зимой. Естественно, что перевозчики стремятся заполучить прибыльные маршруты, и никто не хочет работать на убыточных. Бизнес есть бизнес. Но при этом оставлять маршруты без автобусов нельзя: людям надо ездить, они имеют на это право, и пассажиры не виноваты в том, что маршрут к их населенному пункту не приносит перевозчику доходов.

Тем не менее из года в год одна и та же проблема: перевозчики попросту бросают невыгодные маршруты, и сообщение со многими населенными пунктами прекращается совсем. Их жители массово жалуются. Жизнь без устойчивого транспортного сообщения порой становится невозможной. Проблема приобретает социальный характер.

Поэтому государственный комитет по транспорту Карелии выработал единственное мудрое решение: объединить все маршруты в несколько крупных конкурсных лотов. В каждом лоте – и прибыльные маршруты, и «средненькие», и заведомо невыгодные. Лоты сбалансированы таким образом, чтобы работа на входящих в них маршрутах в целом была выгодна для бизнеса перевозчика. Логика проста: хочешь работать на прибыльном маршруте – обслуживай и невыгодный, но социально важный.

Это предложение вызвало резкий отпор со стороны мелких частников, захвативших отдельные прибыльные направления. Они поняли, что теряют «золотую жилу». Развернувшая в прессе истерика (по-другому не назовешь) выходит за разумные рамки. Например, на прошлой неделе в СМИ прокатилась волна публикаций, в которых нынешние перевозчики буквально шантажируют власть. «Единственный автоперевозчик района намерен прекратить обслуживание пассажиров и закрыть автовокзал в Кондопоге!» «Медвежьегорск останется без автобусного сообщения!», — кричат заголовки. Представитель ИП Данилкин дает пространное интервью, где объясняет свой «вынужденный» уход с кондопожских маршрутов политикой госкомитета. Тему подхватили и активно эксплуатируют представители оппозиционных политических партий.

ИП Данилкин и другие «шантажисты» почему-то думают, что сейчас все заплачут, бросятся им в ноги и будут умолять не бросать работу. Ведут себя как капризные детки, вместо того чтобы работать, вписываясь в нормы государственного регулирования. Но никто не заплачет. На смену капризным деткам готовы прийти люди, которые умеют и хотят работать.

Сразу после выступления ИП Данилкин в прессе в администрацию Кондопожского района пришло официальное письмо от петрозаводского ООО «Автобусная транспортная компания». В письмо содержится предложение полностью заменить частника на всех кондопожских маршрутах.

Представитель «Автобусной транспортной компании» пояснил нашему корреспонденту это предложение:

– У нас серьезное предприятие, обеспеченное всем необходимым для успешной работы. Обширный парк автобусов, соответствующих всем требованиям комфорта и безопасности. Коллектив водителей-профессионалов. Имеется все для обслуживания техники, предрейсового медицинского контроля водителей и так далее. С 1 мая мы готовы полностью решить все проблемы сообщения с Кондопогой и населенными пунктами Кондопожского района. Кроме того, мы готовы осуществлять в пределах муниципального района  реализацию именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и граждан, указанных в пунктах 1-9 статьи 2 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК. То есть мы, социально ответственный бизнес, готовы предоставлять пассажирам все предоставленные государством льготы.

Шантаж, таким образом, не сработал. Ведь это рынок. Здесь побеждает тот, кто лучше работает, а не тот, кто громче кричит. А пассажиры от этого только выигрывают.