Судоверфь «Варяг»: история продолжается

Где рождаются, откуда спускаются на онежскую волну деревянные резные красавцы-парусники, что расходятся затем по всем морям и океанам? Об уникальном российском предприятии и его удивительной продукции – материал нашего корреспондента Сергея Лапшова.

Где рождаются, откуда спускаются на онежскую волну деревянные резные красавцы-парусники, что расходятся затем по всем морям и океанам? Об уникальном российском предприятии и его удивительной продукции – материал нашего корреспондента Сергея Лапшова.

Рассказ о петрозаводском ЗАО «Варяг» следовало бы начать с краткого рассказа о его директоре. Это тот случай, когда личность в истории, а в данном случае в истории предприятия, значит много. Если, по мнению философов, человек – это сумма его поступков, то руководитель – это сумма производственных показателей его фирмы. Объемы и номенклатура производства верфи деревянного судостроения «Варяг» являются самыми значительными в отрасли. Что, с другой стороны, логично: такие парусные «машины времени» строят в наше время, кроме Петрозаводска, разве что в Санкт-Петербурге, и то примерно раз в десять лет.

Павел Мартюков – выпускник Ленинградского кораблестроительного института. Когда его, инженера завода «Авангард», в 1989 году пригласили для строительства трех древнерусских ладей для средиземноморского похода клуба «Полярный Одисеей» , охотно согласился. За ладьями последовали струги для телесериала «Ермак». Далее пути с «полярными одиссеями» у Мартюкова разошлись. На базе бывшей судоверфи рыбокомбината в 1992 году он создает товарищество «Аскольд», с конца 90-х ставшее ЗАО «Варяг».

Павел Мартюков

Павел Мартюков. Фото: Николай Смирнов

Когда вокруг то и дело кто-то закрывался и банкротился, предприятие показывало замечательные результаты. Всего на нем построено более 40 маломерных деревянных судов, от современных прогулочных яхт до исторических парусников, сотни лодок и морских шлюпок.

Суда «Варяга» отправились «на экспорт» в семь стран мира, включая Португалию, Англию, Италию, Финляндию, Швецию, Латвию и Литву. Ладья «Русич» с российско-украинским экипажем совершила кругосветное путешествие по маршруту Петрозаводск – Австралия – внутренние воды Европы – Черное море, показав удивительную мореходность.

Гордость предприятия – линейный корабль петровской эпохи «Гото Предестинация», что красуется в Воронежском водохранилище. В течение трех лет, с 2011 по 2014 годы, на «Варяге» была реконструирована надводная деревянная часть первого корабля Азовского флота, затем разобрана на секции и отправлена с мачтами и такелажем заказчику в Воронеж. Там бригада, командированная с предприятия, собрала деревянный корабль на металлической подводной части, где разместились системы и механизмы.

В сентябре этого года по заказу Московского университета для Беломорской научной базы Российской Академии наук было построено научно-исследовательское судно «Профессор Зенкевич». Сейчас в цеху «Варяга» высятся шпангоуты будущего петровского фрегата, заканчивается яхта для Средиземноморья, строятся лодки.

Воссоздавать даже на чертеже старинные корабли нелегко. Для этого Павел Мартюков и главный конструктор Алекcандр Тихомиров обращаются в архивы и музеи, по крупицам собирая информацию о конкретном судне.

Экономисты вряд ли отнесут данное предприятие к инновационным. Хотя и с судоверфью петровских времен оно имеет мало общего. Конечно, современные технологии, например, применение клееных деталей, позволяют увеличить прочность корпуса судна. Современные дизельные двигатели и дизель-генераторы повышают комфортность экипажа и пассажиров. Использование станков и электроинструментов значительно снижает трудоемкость. Однако все судостроители отлично владеют и прадедовскими плотницкими инструментами – бывают случаи, когда без них не обойтись.

Коллектив стабильный, текучки нет. В бригаде корабелов «Варяга» 27 рабочих многих специальностей. Костяк – старые специалисты с «Авангарда». Потом те, что плотницкий опыт приобрели на предприятии и, наконец, молодые, начинающие, многие из них уже способны на самостоятельную работу.

Вообще профессии «сборщик деревянных судов» ни в каком ПТУ не учат и раньше не учили, ею овладевают непосредственно на верфи, иногда даже те, кто раньше с деревообработкой вообще не соприкасался.

— Деревянное судостроение, как и всякое производство, дело непростое. Самая непредсказуемая отрасль: как год закончится, никто предвидеть не может, — рассказывает о предприятии Павел Мартюков. — У нас своя экономическая ниша, но ниша довольно узкая. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, невозможно организовать выпуск серийных судов, не найдется столько желающих. С другой стороны, если заказчику нужен именно старинный парусник или просто деревянная лодка, он попадает к нам. Стабильного бюджета у нас нет. Работаем без кредитов, но в судостроении с этим все-таки проще действует система авансирования, ведь не будет же исполнитель закупать материалы на свои деньги.

В этом году с заказами довольно сложно, но работаем мы давно, нас знают, репутация хорошая. Потенциальные заказчики звонят и пишут постоянно.

В постройке обычно находятся по два-три судна, не считая лодок. При необходимости мы можем легко переходить с одного проекта на другой, строить суда разного типа и назначения, иначе в наше время не выжить. У нас свой проектный отдел, поэтому все наши суда нами же и спроектированы.

Да, так исторически сложилось, что именно Петрозаводск является центом деревянного судостроения России. Практически вся отрасль находится здесь. Как известно, деревянные суда строят, кроме нас, в «Полярном Одиссее». Но конкуренции особой, я считаю, нет. Мы отличаемся подходом. «Варяг» — судостроительное предприятие с давними традициями. «Полярный Одиссей» по своим целям и задачам — это более клуб любителей старинных кораблей и путешествий, морской центр, осуществляющий разнообразные историко-культурные и образовательные проекты и программы.

Чего бы хотелось попросить у власти? Ни просить, ни жаловаться не люблю. Все что имеем, заработали сами, никто нам ничего не дарил. Но если предложат помощь, не откажемся…